ВИНОГРАДОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА
 
  1. О себе
  2. Глоссарий
  3. Из литературы
  4. Игры
  5. Источники гражданско-правовых знаний школьников

Источники Гражданско-правовых знаний школьников: приоритеты и возможности использования в учебно-воспитательном процессе
(личный взгляд)

Выбор гражданской позиции молодых представителей республики, который связан с уровнем правовой компетентности, во многом определит будущее белорусского общества.
Важнейшим составным компонентом правовой компетентности личности являются гражданско-правовые знания [10]. В процессе образования гражданско-правовые знания выступают не как самоцель, а как средство воспитания и развития личности. Крайне важно создать условия для мировоззренческого осмысления этих знаний, для перевода их в систему личностно-значимых норм - смыслов - ценностей [6].
Учитывая высокую степень социальной значимости гражданско-правовых знаний [7;9], необходимость признания демократических гуманистических ценностей всеми участниками образовательного процесса [5;9], влияние ближайшего окружения на процесс социализации личности [5;8], мы посчитали необходимым выявить отношение учеников, их родителей и учителей к источникам гражданско-правовых знаний школьников.
Определение данного отношения позволит с наибольшей степенью вероятности судить об основных источниках гражданско-правовых знаний школьников, учесть их содержательный аспект в учебно-воспитательном процессе, а также будет косвенно свидетельствовать о целях, мотивах, о направленности и характере деятельности каждой из групп.
В исследовании использована методика рейтинговых замеров. Участниками опроса стали три группы - учащиеся (группа А), родители (группа Б) и педагоги (группа В). Респондентам было предложено расположить следующие источники гражданско-правовых знаний по степени их достоверности и значимости: тексты законов, специальная литература, школа, родители, СМИ, работники милиции, социальная практика, друзья-сверстники, Internet. Результаты исследования выглядят следующим образом:
Определение места источника учащимися (группа А), родителями (группа Б) и педагогами (группа В)

Источники правовых знаний школьников. Гр. "А" Гр. "Б" Гр. "В"
Школа 1 1 1
СМИ (средства массовой информации) 2 2 2
Родители 3 3  
Специальная литература   4 3
Социальная практика 4    
Работники милиции     4

Приоритетным источником гражданско-правовых знаний для всех экспериментальных групп стала "школа".
В рамках нашего исследования мы обратились к содержанию школьного образования, чтобы определить какие из учебных предметов обладают дидактическими возможностями в области формирования гражданско-правовых знаний.
Так, нами было выявлено, что содержание ряда учебных предметов, таких как история, литература, география, курс "Основы безопасности жизнедеятельности" и др. включает элементы гражданско-правовых знаний. Ведущим же в формировании гражданско-правовых знаний является обществоведческий интегрированный курс "Человек. Общество. Государство".
Данный курс занимает ведущее место в системе школьного образования: обеспечивает мировоззренческую направленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса [11].
Составной органической частью содержания курса "Человек. Общество. Государство", наряду с педагогически отобранными знаниями из комплекса наук о человеке и обществе (психологии, социологии, экономической теории, политологии, этики, религиоведения и других), являются гражданско-правовые знания, которые рассматриваются как важный компонент гражданской культуры личности.
Целью гражданско-правового образования на базовой ступени признано формирование основ личностной гражданской культуры на базе овладения гуманистическими демократическими ценностями. Этой цели должна служить ориентация на: усвоение школьниками целостной системы гражданско-правовых знаний; развитию ценностного отношения к праву, как универсальному регулятору общественных отношений, как к средству облегчающему жизнь человека; содействие формированию правовой модели поведения с приоритетной ориентацией на социально-активное поведение; содействие самоопределению личности, создание условий для её конструктивной творческой самореализации; развитие гражданского достоинства и ответственной социальной позиции; развитие критического мышления.
Таким образом, гражданско-правовые знания являются средством развития и воспитания личности учащегося, активизации его социализации, формированию его гражданского и личного достоинства. Будучи включенными в интегрированный курс "Человек. Общество. Государство", выступая в единстве со знаниями из других научных областей, гражданско-правовые знания конкретизируют теоретические обобщения, служат основой для реализации глубинных целей обществоведческого курса, которые состоят, прежде всего, в осуществлении мировоззренческого синтеза многообразных конкретно-научных знаний, показе их личностной значимости, что помогает школьнику выработать собственное понимание бытия и определить свое место в нем.
Вторым по значимости источником гражданско-правовых знаний были названы группой "А" и группой "В" средства массовой информации, а у группа "Б" ставит этот источник на третье место. В связи с полученными данными актуализируется проблема анализа содержания информации правого характера, предлагаемое СМИ, что может стать темой отдельного исследования. Однако уже сейчас очевидно, что учитель в процессе своей деятельности не может не учитывать содержательную "нагрузку" данного источника в части насыщенности информацией о криминальной ситуации в обществе, и практически полным отсутствием просветительских и образовательных проектов.
Далее было выявлено неоднозначное отношение к такому источнику гражданско-правовых знаний как "родители": сами родители (гр. "Б") "оставляют" за собой второе место, а учащимися (гр. "А".) определяют его на третье место, педагогами (гр. "В") оценивается крайне низко. Данный факт свидетельствует о невостребованности в процессе гражданско-правового образования возможностей семьи, которая предлагает не столько специальные знания, сколько способствует знакомству с нормативной культурой, развитию оценочных суждений и становлению гражданской позиции личности.
В то же время педагогами (гр. "В") называется такой источник как "работники милиции". Это позволяет говорить о том, что нередко учителя продолжают рассматривать гражданско-правовое образование исключительно в качестве средства профилактики неправомерного поведения учащихся. Две другие группы - "А" и "Б" отдают данному источнику наименьшее количество баллов (наряду с Internet).
В тоже время и группа "Б" и группа "В" возлагают определенные надежды на такой источник гражданско-правовых знаний как "специальная литература". Сами школьники (гр. "А") мало внимания (по данным опроса: менее 2 %) уделяют процессу самообразования в данной области, предпочитая получить гражданско-правовые знания из практической жизни (социальная практика 10 %). Последний источник правовых знаний, к сожалению, как учителя, так и родители не видят (или не хотят видеть) и отдают явное предпочтение в процессе обучения и воспитания методам информационного характера.
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод о том, что целевые установки, качество содержания предлагаемой школьникам правовой информации, способы передачи знаний не всегда способствуют становлению творческой, критически мыслящей, свободной личности.
Гражданско-правовое образование будет способствовать развитию умений школьников понимать, анализировать, обобщать, критически оценивать и интерпретировать содержание всех источников знания.
Таким образом, при реализации целей гражданско-правового образования идёт речь не просто об увеличения информационного потока из различных источников, а о создании условий для критического восприятия и оценки школьниками предложенного содержания. Далее, нам представляется необходимым решение проблемы интеграция в процессе образования содержания всех возможных источников правовых знаний на основе идеи ценностного понимания сущности права, и на базе этого содержания создание условий для саморазвития, самосоциализации личности, самоопределения её в системе отношений "личность-общество-государство".

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. - М.: Экономика, 1991, - 416 с.
2. Беляева Е.В., Ганущенко Н.Н.и др. Программа курса "Человек. Общество. Государство" для общеобразовательных школ. Под ред. Харина Ю.А. // Чалавек. Грамадства. Свет.- 2000. - №1. - С.14-20.
3. Беляева Е.В. ,Миськевич В.И., Панов С.В., Харин Ю.А. Концепция социально-гуманистического образования для базовых и средних общеобразовательных школ Республики Беларусь с 12-летним сроком обучения // Чалавек. Грамадства. Свет.- 2000. - №4. - С.10-19.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология - СПб.: Питер Ком, 1998. -656 с.
5. Гершунский Б.С Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций).-М. :Изд-во "Совершенство",, 1998.-608с.
6. Левко А.И., Ахмерова Л.В. Проблема ценности в системе образования. - Мн.: НИО, 2000. - 311 с.
7. Никитин А.Ф. О политико-правовой социализации учащихся. // Обществознание в школе - 1999. - № 3.- С.35-39.
8. Селиванова Н.Л. Современное преставление о воспитательном пространстве. // Педагогика - 2000. - № 6.
9. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. // Обществознание в школе. - 1999. - № 7.
10. Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: Автореф. на соиск. научн. ст. канд-та пед. наук: (13.00.01.).- Оренбург,2000. - 21с.
11. Человек и общество/Образовательный стандарт Руководящие документы Республики Беларусь (образовательные стандарты) общего среднего образования. Под ред. Лисейчикова О.Е. Министерство образования Республики Беларусь. - Минск: НИО, 1999.


Анкета 1.
Группа "А" (учащиеся базовой школы)

Вопрос 1. Определите, из каких источников вы получаете гражданско-правовые знания, расположив источники по степени убывания их значимости и достоверности лично для вас:
" Специальная литература
" СМИ
" Школа
" Родители (взрослые)
" Друзья
" Работники милиции
" Нормативные акты (тексты законов)
" Повседневная жизнь (социальная практика)
" Самообразование
" Internet
" Другие источники

Вопрос 2. Считаете ли Вы, что получаете гражданско-правовой информации в достаточной мере?
" Да
" Нет

Вопрос 3. Я хочу изучать граждановедение так как: (свой вариант ответа выдели)
" Это поможет мне в жизни
" Этого требуют учителя и родители
" Хочу быть грамотным и культурным человеком
" Это престижно
" Хочу стать юристом
" Как гражданин РБ я обязан знать законы своего государства
" Другой ответ

Вопрос 4. Продолжи выражение: Лично я в жизни могу обойтись и без знания гражданско-правовых норм, так как…

Вопрос 5. Обычно при изучении материала на правовую тему в рамках курса "Человек. Общество. Государство":
" Мне бывает интересно
" Иногда бывает интересно
" Всегда неинтересно
" Я считаю, что и без этого могу обойтись.
Вопрос 6. Если бы в нашей школе были организованны факультативные занятия по следующим предметам, то каким бы ты отдал предпочтение:
" Иностранный язык
" Правоведение
" Граждановедение
" Экономика
" Страноведение
" Информатика
" Медицина
" И другие

Вопрос 7. Представьте, что классный руководитель предлагает беседу на гражданско-правовую тему. Ваша реакция:
" Опять будут воспитывать
" Мне это не интересно
" Мне это интересно
" Может быть, меня это заинтересует
" Смогу задать волнующий меня вопрос
" Другое

Анкета I
Группа "Б" (родители)

Вопрос 1.Определите своё отношение к источникам гражданско-правовых знаний для ваших детей распределите эти источники по степени убывания их значимости и достоверности:
" Специальная литература
" СМИ
" Школа
" Семья
" Друзья, ровесники
" Работники милиции
" Нормативные акты
" Повседневная жизнь (социальный опыт)
" Самообразование
" Internet
" Другие источники

Вопрос 2. Считаете ли Вы, что школьники получают гражданско-правовую информацию в достаточном объеме?
" Да
" Нет


Вопрос 3. Мне бы очень хотелось, чтобы мой сын (дочь) изучал граждановедение так, как
" Это поможет ему в практической жизни
" Хочу чтобы он (она) вырос (ла) достойным гражданином.
" Хочу предотвратить возможное неправомерное поведение
" Правовыми знаниями должен обладать каждый цивилизованный человек
" Над этой проблемой никогда не задумывался
" Другое

Вопрос 4. Являются ли гражданско-правовые проблемы объектом обсуждения в семье?
" Да, регулярно
" Иногда, от случая к случаю
" Нет

Вопрос 5. Обычно тема таких разговоров касается:
" Права и обязанности ребёнка
" Проблемы "преступления - наказания"
" Проблемы безопасного правового поведения
" Вопросов в области политики и права
" Другое

Вопрос 6. Обычно Вы начинаете разговор с ребёнком на гражданско-правовую тему так как
" Эта тема волнует лично Вас
" Чувствуете внутреннюю потребность ребёнка
" Уверены, что так делает большинство родителей
" Удовлетворяете потребность детей
" Пытаетесь нейтрализовать "дурное влияние улицы"

Вопрос 7. Обычно такой разговор происходит в форме:
" Диалога
" Вашего монолога
" Преимущественно используете назидательный тон для большей убедительности
" В подтверждение своих слов используете аргументы
" Стараетесь заинтересовать ребёнка
" Другое

Вопрос 8. Ощущаете ли Вы недостаток гражданско-правовых, психолого-педагогических знаний и умений для эффективной работы со своими детьми в области правового воспитания:
" Да
" Периодически
" Нет

Анкета I
Группа "В" (учителя)

Вопрос 1. Определите свое отношение к источникам гражданско-правовых знаний школьников. Распределите эти источники по степени убывания их значимости и достоверности:
" Специальная литература;
" СМИ;
" Школа;
" Семья;
" Друзья, ровесники;
" Работники милиции;
" Нормативные акты;
" Социальный опыт;
" Самообразование;
" Internet
" Другие источники

Вопрос 2. Считаете ли Вы, что школьники получают гражданско-правовую информацию в достаточном объеме?
" Да
" Нет

Вопрос 3. Мне кажется, что школьники должны изучать граждановедение, так как:
а) это помогает в практической жизни;
б) хочу, чтобы мои ученики стали достойными гражданами страны;
в) хочу предупредить возможное неправомерное поведение;
г)считаю, что правовыми знаниями должен обладать каждый цивилизованный человек;
д) под этой проблемой никогда не задумывался (лась);
е) другое.

Вопрос 4. Являются ли правовые проблемы объектом обсуждения в классе:
а) да, регулярно;
б) иногда, от случая к случаю;
в) нет

Вопрос 5. Обычно тема таких разговоров касается:
а) прав и обязанностей ребенка;
б) проблемы "преступление - наказание";
в) правил безопасного правомерного поведения;
г) вопросов в области политики и права;
д) другое.

Вопрос 6. Обычно Вы начинаете разговор со школьниками на гражданско-правовую тематику, так как:
а) это тема волнует лично Вас;
б) чувствуете внутреннюю потребность ребят в обсуждении проблемы;
в) этого требует администрация школы;
г) удовлетворяете любопытство детей;
д) пытаетесь "нейтрализовать" дурное влияние улицы;

Вопрос 7. Обычно такой разговор происходит в форме:
а) диалога;
б) вашего монолога;
в) преимущественно используете назидательный тон для большей убедительности;
г) в подтверждение своих слов приводите аргументы;
д) стараетесь заинтересовать ребенка;
е) другое.

Вопрос 8. Ощущаете ли Вы недостаток гражданско-правовых, психолого-педагогических знаний и умений для эффективной работы со своими детьми в области правового воспитания:
" Да;
" Периодически;
" Нет.
Критерии оценки ответов на вопросы 3"А", 3"Б", 3 "В" "А" анкеты 1.

Критерии Группа "А" Группа "Б" Группа "В"
1. Признание личности значимости правового образования 3 а)
г)
2 а) 2 а)
2. Признание социальной значимости и ценности правового образования 3 е) 2 б) 2 б)
3. Признание личной и социальной значимости правового образования 3 в) 2 в)
г)
2 в)
г)
4. Отрицание личностной и социальной значимости правового образования 3 б) 2 д) 2 д)

 

Расчёты результатов исследования велись по формуле:
(П.2.2.1)

А = 100 % х К / С
Где, К - количество респондентов, выбравших ответ, а С - общее количество респондентов, участвующих в опросе.


 

Hosted by uCoz