|
Выбор гражданской позиции молодых представителей республики,
который связан с уровнем правовой компетентности, во многом определит будущее
белорусского общества.
Важнейшим составным компонентом правовой компетентности личности являются
гражданско-правовые знания [10]. В процессе образования гражданско-правовые
знания выступают не как самоцель, а как средство воспитания и развития личности.
Крайне важно создать условия для мировоззренческого осмысления этих знаний,
для перевода их в систему личностно-значимых норм - смыслов - ценностей [6].
Учитывая высокую степень социальной значимости гражданско-правовых знаний
[7;9], необходимость признания демократических гуманистических ценностей всеми
участниками образовательного процесса [5;9], влияние ближайшего окружения
на процесс социализации личности [5;8], мы посчитали необходимым выявить отношение
учеников, их родителей и учителей к источникам гражданско-правовых знаний
школьников.
Определение данного отношения позволит с наибольшей степенью вероятности судить
об основных источниках гражданско-правовых знаний школьников, учесть их содержательный
аспект в учебно-воспитательном процессе, а также будет косвенно свидетельствовать
о целях, мотивах, о направленности и характере деятельности каждой из групп.
В исследовании использована методика рейтинговых замеров. Участниками опроса
стали три группы - учащиеся (группа А), родители (группа Б) и педагоги (группа
В). Респондентам было предложено расположить следующие источники гражданско-правовых
знаний по степени их достоверности и значимости: тексты законов, специальная
литература, школа, родители, СМИ, работники милиции, социальная практика,
друзья-сверстники, Internet. Результаты исследования выглядят следующим образом:
Определение места источника учащимися (группа А), родителями (группа Б) и
педагогами (группа В)
Источники правовых знаний школьников. | Гр. "А" | Гр. "Б" | Гр. "В" |
Школа | 1 | 1 | 1 |
СМИ (средства массовой информации) | 2 | 2 | 2 |
Родители | 3 | 3 | |
Специальная литература | 4 | 3 | |
Социальная практика | 4 | ||
Работники милиции | 4 |
1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и
мышления / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. - М.: Экономика,
1991, - 416 с.
2. Беляева Е.В., Ганущенко Н.Н.и др. Программа курса "Человек. Общество.
Государство" для общеобразовательных школ. Под ред. Харина Ю.А. // Чалавек.
Грамадства. Свет.- 2000. - №1. - С.14-20.
3. Беляева Е.В. ,Миськевич В.И., Панов С.В., Харин Ю.А. Концепция социально-гуманистического
образования для базовых и средних общеобразовательных школ Республики Беларусь
с 12-летним сроком обучения // Чалавек. Грамадства. Свет.- 2000. - №4. - С.10-19.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология - СПб.: Питер Ком, 1998. -656 с.
5. Гершунский Б.С Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных
образовательных концепций).-М. :Изд-во "Совершенство",, 1998.-608с.
6. Левко А.И., Ахмерова Л.В. Проблема ценности в системе образования. - Мн.:
НИО, 2000. - 311 с.
7. Никитин А.Ф. О политико-правовой социализации учащихся. // Обществознание
в школе - 1999. - № 3.- С.35-39.
8. Селиванова Н.Л. Современное преставление о воспитательном пространстве.
// Педагогика - 2000. - № 6.
9. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых
решений. // Обществознание в школе. - 1999. - № 7.
10. Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников:
Автореф. на соиск. научн. ст. канд-та пед. наук: (13.00.01.).- Оренбург,2000.
- 21с.
11. Человек и общество/Образовательный стандарт Руководящие документы Республики
Беларусь (образовательные стандарты) общего среднего образования. Под ред.
Лисейчикова О.Е. Министерство образования Республики Беларусь. - Минск: НИО,
1999.
Анкета 1.
Группа "А" (учащиеся базовой школы)
Вопрос 1. Определите, из каких источников вы получаете гражданско-правовые
знания, расположив источники по степени убывания их значимости и достоверности
лично для вас:
" Специальная литература
" СМИ
" Школа
" Родители (взрослые)
" Друзья
" Работники милиции
" Нормативные акты (тексты законов)
" Повседневная жизнь (социальная практика)
" Самообразование
" Internet
" Другие источники
Вопрос 2. Считаете ли Вы, что получаете гражданско-правовой информации в
достаточной мере?
" Да
" Нет
Вопрос 3. Я хочу изучать граждановедение так как: (свой вариант ответа выдели)
" Это поможет мне в жизни
" Этого требуют учителя и родители
" Хочу быть грамотным и культурным человеком
" Это престижно
" Хочу стать юристом
" Как гражданин РБ я обязан знать законы своего государства
" Другой ответ
Вопрос 4. Продолжи выражение: Лично я в жизни могу обойтись и без знания гражданско-правовых норм, так как…
Вопрос 5. Обычно при изучении материала на правовую тему в рамках курса "Человек.
Общество. Государство":
" Мне бывает интересно
" Иногда бывает интересно
" Всегда неинтересно
" Я считаю, что и без этого могу обойтись.
Вопрос 6. Если бы в нашей школе были организованны факультативные занятия
по следующим предметам, то каким бы ты отдал предпочтение:
" Иностранный язык
" Правоведение
" Граждановедение
" Экономика
" Страноведение
" Информатика
" Медицина
" И другие
Вопрос 7. Представьте, что классный руководитель предлагает беседу на гражданско-правовую
тему. Ваша реакция:
" Опять будут воспитывать
" Мне это не интересно
" Мне это интересно
" Может быть, меня это заинтересует
" Смогу задать волнующий меня вопрос
" Другое
Анкета I
Группа "Б" (родители)
Вопрос 1.Определите своё отношение к источникам гражданско-правовых знаний
для ваших детей распределите эти источники по степени убывания их значимости
и достоверности:
" Специальная литература
" СМИ
" Школа
" Семья
" Друзья, ровесники
" Работники милиции
" Нормативные акты
" Повседневная жизнь (социальный опыт)
" Самообразование
" Internet
" Другие источники
Вопрос 2. Считаете ли Вы, что школьники получают гражданско-правовую информацию
в достаточном объеме?
" Да
" Нет
Вопрос 3. Мне бы очень хотелось, чтобы мой сын (дочь) изучал граждановедение
так, как
" Это поможет ему в практической жизни
" Хочу чтобы он (она) вырос (ла) достойным гражданином.
" Хочу предотвратить возможное неправомерное поведение
" Правовыми знаниями должен обладать каждый цивилизованный человек
" Над этой проблемой никогда не задумывался
" Другое
Вопрос 4. Являются ли гражданско-правовые проблемы объектом обсуждения в
семье?
" Да, регулярно
" Иногда, от случая к случаю
" Нет
Вопрос 5. Обычно тема таких разговоров касается:
" Права и обязанности ребёнка
" Проблемы "преступления - наказания"
" Проблемы безопасного правового поведения
" Вопросов в области политики и права
" Другое
Вопрос 6. Обычно Вы начинаете разговор с ребёнком на гражданско-правовую
тему так как
" Эта тема волнует лично Вас
" Чувствуете внутреннюю потребность ребёнка
" Уверены, что так делает большинство родителей
" Удовлетворяете потребность детей
" Пытаетесь нейтрализовать "дурное влияние улицы"
Вопрос 7. Обычно такой разговор происходит в форме:
" Диалога
" Вашего монолога
" Преимущественно используете назидательный тон для большей убедительности
" В подтверждение своих слов используете аргументы
" Стараетесь заинтересовать ребёнка
" Другое
Вопрос 8. Ощущаете ли Вы недостаток гражданско-правовых, психолого-педагогических
знаний и умений для эффективной работы со своими детьми в области правового
воспитания:
" Да
" Периодически
" Нет
Анкета I
Группа "В" (учителя)
Вопрос 1. Определите свое отношение к источникам гражданско-правовых знаний
школьников. Распределите эти источники по степени убывания их значимости и
достоверности:
" Специальная литература;
" СМИ;
" Школа;
" Семья;
" Друзья, ровесники;
" Работники милиции;
" Нормативные акты;
" Социальный опыт;
" Самообразование;
" Internet
" Другие источники
Вопрос 2. Считаете ли Вы, что школьники получают гражданско-правовую информацию
в достаточном объеме?
" Да
" Нет
Вопрос 3. Мне кажется, что школьники должны изучать граждановедение, так
как:
а) это помогает в практической жизни;
б) хочу, чтобы мои ученики стали достойными гражданами страны;
в) хочу предупредить возможное неправомерное поведение;
г)считаю, что правовыми знаниями должен обладать каждый цивилизованный человек;
д) под этой проблемой никогда не задумывался (лась);
е) другое.
Вопрос 4. Являются ли правовые проблемы объектом обсуждения в классе:
а) да, регулярно;
б) иногда, от случая к случаю;
в) нет
Вопрос 5. Обычно тема таких разговоров касается:
а) прав и обязанностей ребенка;
б) проблемы "преступление - наказание";
в) правил безопасного правомерного поведения;
г) вопросов в области политики и права;
д) другое.
Вопрос 6. Обычно Вы начинаете разговор со школьниками на гражданско-правовую
тематику, так как:
а) это тема волнует лично Вас;
б) чувствуете внутреннюю потребность ребят в обсуждении проблемы;
в) этого требует администрация школы;
г) удовлетворяете любопытство детей;
д) пытаетесь "нейтрализовать" дурное влияние улицы;
Вопрос 7. Обычно такой разговор происходит в форме:
а) диалога;
б) вашего монолога;
в) преимущественно используете назидательный тон для большей убедительности;
г) в подтверждение своих слов приводите аргументы;
д) стараетесь заинтересовать ребенка;
е) другое.
Вопрос 8. Ощущаете ли Вы недостаток гражданско-правовых, психолого-педагогических
знаний и умений для эффективной работы со своими детьми в области правового
воспитания:
" Да;
" Периодически;
" Нет.
Критерии оценки ответов на вопросы 3"А", 3"Б", 3 "В"
"А" анкеты 1.
Критерии | Группа "А" | Группа "Б" | Группа "В" |
1. Признание личности значимости правового образования | 3 а) г) |
2 а) | 2 а) |
2. Признание социальной значимости и ценности правового образования | 3 е) | 2 б) | 2 б) |
3. Признание личной и социальной значимости правового образования | 3 в) | 2 в) г) |
2 в) г) |
4. Отрицание личностной и социальной значимости правового образования | 3 б) | 2 д) | 2 д) |
Расчёты результатов исследования велись по формуле:
(П.2.2.1)
А = 100 % х К / С
Где, К - количество респондентов, выбравших ответ, а С - общее количество
респондентов, участвующих в опросе.