Глоссарий
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - способы организации
взаимодействия педагога и учащегося, которые обеспечивают активизацию мышления
обучающихся, за счет использования полилоговых и диалоговых форм организации
учебного процесса и постоянное вовлечение в процесс самостоятельной творческой
выработки решений по решению социально и личностно значимых проблем или задач.
ГРАЖДАНИН-это основная социальная роль человека, который участвует в социальных
отношениях личность-государство, государственные структуры, личность-общество,
общественные институты, личность-другие граждане.
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА - сложная личностная характеристика, в структуру которой
входят - 1)когнитивный компонент, который включает в себя знание основных
моральных категорий и законодательной базы своей страны, основных международных
документов в области прав человека; 2)ценностно-ориентационный компонент -
совокупность ценностных установок личности и способность индивида регулировать
собственное поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями и ценностями
демократического общества (достоинство человека, индивидуальность, терпимость,
гуманность, свобода); 3) коммуникативная культура - демократический стиль
общения, отказ от авторитаризма, умение доступно и аргументировано представить
свои идеи, высказываться перед аудиторией, умение определять авторскую позицию,
вести спор, полемику и др.; 4)социально-гражданские умения и навыки по выполнению
своих прав и обязанностей, необходимых для участия в общественной жизни и
самоуправлении школы, вуза, социума (навыки гражданского или политического
участия).
ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - гуманизм, патриотизм, интернационализм, толерантность,
чувство долга и ответственности за свой дом, за судьбу отечества и т.п.
ГРАЖДАНСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это потенциал личности, который основан на гражданских
ценностях, личностной направленности, знаниях в сфере прав и свобод человека
и гражданина и опыте гражданского поведения, приобретенных учащимся в процессе
обучения, и выражается в мобилизации гражданином полученных знаний и опыта
в конкретной ситуации.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ- это целенаправленный процесс воздействия на учащихся,
призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности
или гражданской культуры.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это инновационное направление в педагогике, которое
нацелено на освоение подрастающим поколением ценностей и норм жизни в условиях
демократии.
ГРАЖДАНСТВО-это устойчивая правовая связь человека с государством, принадлежность
человека к государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
ДИЛЕММА - интерактивный метод обучения, который ставит перед человеком (группой,
классом) моральную проблему; в ней обычно описывается ситуация, действующее
лицо ( лица), которое должно сделать выбор.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (с англ., "взаимный", "действовать")
- диалоговые формы обучения с ярко выраженной социальной направленностью,
обеспечивающие организацию на уроке многофакторной коммуникации взаимодействия
учителя (компьютера) и ученика (ученика и других учащихся или групп учащихся).
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ-понимание и принятие личностью различий между
людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопонимание между народами,
этническими, религиозными и иными группами.
ЛИЧНОСТЬ-это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом
прав, свобод, обязанностей.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - способ организации познавательной деятельности учащихся,
направленный на решение социально и личностно значимой проблемы, для разрешения
которой необходимо использовать комплексные знания из различных областей наук;
развивает у учащихся навыки исследовательской работы и презентации полученных
результатов, формирует умения совместной деятельности и социальной коммуникации.
МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - система гражданского образования, включающая
в себя цели, задачи , направления реализации, технологии , формы и методы
; различают структурно-содержательные (предметная, институциональная) и национальные
( немецкая , американская , российская, французская и т. п.) модели школьного
гражданского образования.
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ - одна из личностно ориентированных технологий,
сущность, которой состоит в организации обучения через сочетание индивидуальных
и групповых форм самостоятельной и учебно-познавательной коллективной и поисковой
деятельности учащихся; обучение в сотрудничестве развивает коммуникабельность,
ответственность, самостоятельность, умение принимать решения, повышает мотивацию.
Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы,
действующие в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности
и свободы в процессе жизнедеятельности. Если в советский период акцент делался
на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная
деятельность школы строилась с учетом "полезности" личности для
общества, то сегодня ставится задача по формированию человека - гражданина
мира, сохранившего национальные корни, способного к самореализации в условиях
поликультурного, многонационального и много конфессионального мира.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это государство, осуществляющее управление делами гражданского
общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы
личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения,
и само подчиняющееся праву ("связанное правом").
ПРЕСС-БОЙ - вопросно-ответная игровая форма организации учебно-познавательной
деятельности школьников, направленная на расширение политического кругозора
учащихся, обмен гражданско-общественными знаниями, воспитание интереса к событиям
международной и внутренней жизни государства, формирование умения работать
с материалами прессы.
РЕФЛЕКСИЯ - один из этапов познавательной деятельности учащихся; самооценка
и самоанализ индивидом собственной работы, позиции в группе, определение сильных
и слабых сторон своего поведения, методов деятельности, степени участия в
коллективной деятельности.
ТОК-ШОУ - одна из активных форм организации учебно-воспитательной работы,
основанная на использовании метода дискуссии, в ходе которой важным является
обозначить различные точки зрения на какое- либо явление, но не ставится задача
прийти к единому разрешению проблемы.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - важнейшее условие существования плюрализма демократического
общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях
социума.