ВИНОГРАДОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА
 
  1. О себе
  2. Глоссарий
  3. Из литературы
  4. Игры
  5. Источники Гражданско-правовых знаний школьников

Глоссарий

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - способы организации взаимодействия педагога и учащегося, которые обеспечивают активизацию мышления обучающихся, за счет использования полилоговых и диалоговых форм организации учебного процесса и постоянное вовлечение в процесс самостоятельной творческой выработки решений по решению социально и личностно значимых проблем или задач.
ГРАЖДАНИН-это основная социальная роль человека, который участвует в социальных отношениях личность-государство, государственные структуры, личность-общество, общественные институты, личность-другие граждане.
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА - сложная личностная характеристика, в структуру которой входят - 1)когнитивный компонент, который включает в себя знание основных моральных категорий и законодательной базы своей страны, основных международных документов в области прав человека; 2)ценностно-ориентационный компонент - совокупность ценностных установок личности и способность индивида регулировать собственное поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями и ценностями демократического общества (достоинство человека, индивидуальность, терпимость, гуманность, свобода); 3) коммуникативная культура - демократический стиль общения, отказ от авторитаризма, умение доступно и аргументировано представить свои идеи, высказываться перед аудиторией, умение определять авторскую позицию, вести спор, полемику и др.; 4)социально-гражданские умения и навыки по выполнению своих прав и обязанностей, необходимых для участия в общественной жизни и самоуправлении школы, вуза, социума (навыки гражданского или политического участия).
ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - гуманизм, патриотизм, интернационализм, толерантность, чувство долга и ответственности за свой дом, за судьбу отечества и т.п.
ГРАЖДАНСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это потенциал личности, который основан на гражданских ценностях, личностной направленности, знаниях в сфере прав и свобод человека и гражданина и опыте гражданского поведения, приобретенных учащимся в процессе обучения, и выражается в мобилизации гражданином полученных знаний и опыта в конкретной ситуации.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ- это целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности или гражданской культуры.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это инновационное направление в педагогике, которое нацелено на освоение подрастающим поколением ценностей и норм жизни в условиях демократии.
ГРАЖДАНСТВО-это устойчивая правовая связь человека с государством, принадлежность человека к государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
ДИЛЕММА - интерактивный метод обучения, который ставит перед человеком (группой, классом) моральную проблему; в ней обычно описывается ситуация, действующее лицо ( лица), которое должно сделать выбор.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (с англ., "взаимный", "действовать") - диалоговые формы обучения с ярко выраженной социальной направленностью, обеспечивающие организацию на уроке многофакторной коммуникации взаимодействия учителя (компьютера) и ученика (ученика и других учащихся или групп учащихся).
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ-понимание и принятие личностью различий между людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопонимание между народами, этническими, религиозными и иными группами.
ЛИЧНОСТЬ-это человек, обладающий определенным статусом в обществе, комплексом прав, свобод, обязанностей.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - способ организации познавательной деятельности учащихся, направленный на решение социально и личностно значимой проблемы, для разрешения которой необходимо использовать комплексные знания из различных областей наук; развивает у учащихся навыки исследовательской работы и презентации полученных результатов, формирует умения совместной деятельности и социальной коммуникации.
МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - система гражданского образования, включающая в себя цели, задачи , направления реализации, технологии , формы и методы ; различают структурно-содержательные (предметная, институциональная) и национальные ( немецкая , американская , российская, французская и т. п.) модели школьного гражданского образования.
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ - одна из личностно ориентированных технологий, сущность, которой состоит в организации обучения через сочетание индивидуальных и групповых форм самостоятельной и учебно-познавательной коллективной и поисковой деятельности учащихся; обучение в сотрудничестве развивает коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, умение принимать решения, повышает мотивацию.
Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действующие в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом "полезности" личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию человека - гражданина мира, сохранившего национальные корни, способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и много конфессионального мира.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев (социальных групп) населения, и само подчиняющееся праву ("связанное правом").
ПРЕСС-БОЙ - вопросно-ответная игровая форма организации учебно-познавательной деятельности школьников, направленная на расширение политического кругозора учащихся, обмен гражданско-общественными знаниями, воспитание интереса к событиям международной и внутренней жизни государства, формирование умения работать с материалами прессы.
РЕФЛЕКСИЯ - один из этапов познавательной деятельности учащихся; самооценка и самоанализ индивидом собственной работы, позиции в группе, определение сильных и слабых сторон своего поведения, методов деятельности, степени участия в коллективной деятельности.
ТОК-ШОУ - одна из активных форм организации учебно-воспитательной работы, основанная на использовании метода дискуссии, в ходе которой важным является обозначить различные точки зрения на какое- либо явление, но не ставится задача прийти к единому разрешению проблемы.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - важнейшее условие существования плюрализма демократического общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социума.


Hosted by uCoz