ВИНОГРАДОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА
 
  1. О себе
  2. Глоссарий
  3. Из литературы
  4. Игры
  5. Источники гражданско-правовых знаний школьников

Игра: "Презентация органов государственной власти".


Цель игры: способствовать развитию правовой и политической культуры учащихся на основе изучения центрального принципа организации государственной власти - принципа разделения властей.
Ход игры: класс делится на три группы, каждая из которых получает задание. В результате выполнения которого представитель группы должен в трехминутной речи обосновать важность и необходимость существования "своей" ветви власти и предложить свои принципы организации государственной власти.
Задание 1. Группа "Законодательная власть".
1. Изучите предложенные материалы:
Парламент самый "молодой" орган государственной власти.
Вспомните, где и в каких исторических условиях возникли первые парламенты.
Возможно ли считать возникновение парламента исторической необходимостью?
Историческая справка:
В начале XIII века в Англии возникает мощное движение за ограничение королевской власти и в 1215 году была подписана "Великая хартия вольностей". А в 12 … был создан орган сословного представительства - … , который получил исключительное право на издание законов.
2. Вспомните когда начал действовать белорусский парламент?
Прочитайте статьи 90, 97, 98 Конституции Республики Беларусь и определите название, структуру и функции парламента республики.
Заполните схему "ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" (две ячейки, от которых отходят по три стрелки с вопросительными знаками).
3.На основе изученного материала подготовьте трехминутную речь о роли парламента в жизни общества и государства.
4. Предположите как взаимодействует парламент с судебной и исполнительной властью. Предложите принципы организации их совместной работы.
Задание 2. Группа "Исполнительная власть".
1. Изучите предложенный материал:
В каждом государстве современного мира большом или маленьком, демократичном или авторитарном существует такой орган государственной власти как правительство. Подумайте, почему этот орган имеет такое название?
2. Прочитайте статьи 106, 107 Конституции Республики Беларусь, определив функции исполнительной власти. Заполните схему "Исполнительная власть" (ячейка от которой отходить 4 стрелки)
Кто сейчас является главой правительства Республики Беларусь?
3. Подготовьте выступление о важности деятельности правительства для жизни общества и государства.
4. Предположите, может ли правительство на практике стремиться подменить законодательную власть? Подтвердите свой ответ историческими примерами. Каковы возможные результаты такой подмены?
5. Предложите свои принципы организации работы органов государственной власти.
Задание 3. Группа "Судебная власть".
1. Поработайте над предложенными материалами:
Объясните значение терминов "суд", "правосудие", "независимость судей", "состязательность при рассмотрении дел в суде".
В каких случаях мы обращаемся в суд?
Вспомните, как осуществлялся судебный процесс в различные исторические эпохи.
2. Прочтите статьи 109, 110, 112, 115 Конституции Республики Беларусь и определите роль суда в жизни государства, общества и отдельной личности.
3. Подготовьте выступление о роли суда в жизни государства, общества и отдельной личности.
4. Подумайте, почему суд в СССР нельзя назвать состязательным? Вспомните, что такое "телефонное право"? Какие органы в данном случае пытались подменить судебную власть?
5. Предложите свои принципы организации работы органов государственной власти.


Игра "Редколлегия".


Цель: актуализация правовых знаний, развитие коммуникативных способностей. Выбирается тема исследования (например "Причины правонарушений"), в группе назначается "редактор", "художник-оформитель", "корреспонденты" и др. В результате игры должен быть создан коллаж, стенгазета на заданную тему.


Игра "Юридическая консультация"


Цель: Формирование умения применять собственные правовые знания на практике.
Ход игры:
1. Из числа наиболее подготовленных учеников выбирается "юрист-консульт"
2. К нему в "юридическую консультацию" обращаются "клиенты" со своими вопросами и проблемами. "Юрист" пытается их разрешить.
3. Результаты игры обсуждаются в классе.

Игра "В незнакомом государстве"

Цель: систематизировать представления детей об основном законе страны.
Ход игры: ребятам предлагается представить, что они совершенно случайно оказываются на незнакомом острове в государстве "Н". Для организации совместного проживания им необходимо составить Основной закон страны, а также определить некоторые правовые нормы поведения людей. В процессе выполнения такого задания ученики должны будут вспомнить, что такое основной закон страны, какова может быть его структура и что необходимо предусмотреть в первую очередь в правилах, устанавливающих поведение людей.


Игра "Телевизионная программа "До 14 и старше…"


Цель: систематизировать знания школьников о субъектах гражданского права, раскрыть сущность таких понятий, как "правоспособность" и "дееспособность". На передачу приглашены известные эксперты: Иванов, Сидоров и Невейкина. Это профессиональные юристы-практики в области рассматриваемых проблем. Ребята, выполняющие роли экспертов, заранее знакомятся с правовой информацией по проблеме. Герой передачи - ученик 1Х "Б" школы города Клевочкин Вова. История его жизни такова (эти факты из своей биографии рассказывает ученик, играющий роль Клевочкина): "Ему исполнилось 15 лет. Живет в двухкомнатной квартире с родителями. Устроился работать курьером в одну из престижных фирм. За работу получает хорошие деньги. Но родители постоянно ему твердят: Ты еще недееспособный, несовершеннолетний. Многое сам не можешь осуществить, так как не распоряжаешься полностью своими правами до 18 лет". Клевочкину очень хочется купить машину, компьютер. На день рождения родственники ему подарили деньги, на которые можно приобрести компьютер: но родители не разрешают купить эту вещь".
В передаче принимают участие родители Клевочкина, зрители. Они задают экспертам вопросы:
- Где зафиксированы правила о правовом статусе несовершеннолетних?
- Можно ли 12-ти летнему мальчишке работать в какой-либо организации?
- Может ли человек без ног быть объявлен недееспособным?
- Как разрешить такую ситуацию: Танюша согласилась за красивую куклу отдать дачу родственнику. Девочке 6 лет, но она - собственник дачи. Сделка состоялась, и теперь у Тани нет дачи. Неужели это справедливо.
В конце темы (урока) ребятам предлагается обобщить изученный материал в виде графического моделирования понятий гражданские правоотношения, субъекты гражданского права, дееспособность, правоспособность

Hosted by uCoz