ЭКСПЕРТ

д-р БЕННО ДАЛХОФФ

профессор, преподаватель Конрад-фон-Мариен-гимназии, гор. Зост (Германия)

Биржа проектного преподавания
Информация и коммуникация в качестве основы для успешной проектной работы в области защиты природы и окружающей среды

Довольно часто подмечалось, что хотя учащиеся в процессе своей школьной жизни и получают обширные знания, однако они остаются в дальнейшем часто невостребованными, т.е. не используются для разрешения повседневных проблем. Причины кроются в том, что деятельность учащихся на учебных занятиях ограничивается усвоением преподаваемого материала и воспроизведением соответствующих ситуаций. Самостоятельность и действенность, а также обучение в целом как элемент воспитания ответственности, вообще не находят отражения, а если да, то лишь частично.
Этим требованиям в значительной степени соответствует проектное преподавание, которое нацелено на самоорганизацию и ответственность. Успех проектной работы базируется, с одной стороны, на получении целенаправленной информации и ее использовании, а с другой стороны, а на отлично функционирующей коммуникации. Обе эти области хотя и не так тесно связаны между собой, однако между ними существуют плавные переходы, которые будут показаны по ходу изложения.
Сразу в начале моей работы в качестве учителя по предметам биологии и химии в Мариен - гимназии в гор. Верле - ко мне в августе 1981 года обратились ученики различных классов с просьбой, организовать с ними работу по защите природы и окружающей среды. Намерением рабочей группы по защите окружающей среды, организованной позже, было информировать школу о насущных проблемах по защите окружающей среды (в непосредственном окружении). Учащиеся, однако, быстро установили, что теоретическая обработка проблематики для них недостаточна; требовалась и практическая сторона. Для начала была экологически улучшена часть территории школы, например, произвели закладку пруда, высадку местных деревьев и кустарников, а также озеленение здания школы.
Вскоре после своего учреждения рабочая группа по защите окружающей среды превратилась в организацию, которая своей деятельностью вышла за пределы школы. При этом рабочая группа держала в поле зрения два направления:
1. Подробная информация граждан города Верл по проблемам окружающей среды и коммуникация с внешкольными партнерами для решения выявленных нарушений (сообщения, читательские письма, выставки и мероприятия для общественности, например, "Неделя по защите окружающей среды гор. Верл", праздник школ гор. Верл, "День защиты окружающей среды школ гор. Верл").
2. Практическая работа на территории. Например, закладка и очистка влажных биотопов, защита амфибий, исследование водоемов, создание единой системы-биотопов в окрестностях гор Верла в сотрудничестве с ответственными организациями, ведомствами, учреждениями и т. п.
В дальнейшем к рабочей группе по защите окружающей среды присоединились другие учебные группы: курс по литературе в 12 классе (в земле Северный Рейн-Вестфалия предоставляется возможность рассматривать на старшей гимназиальной ступени в рамках так называемых курсов по литературе /3-х часовой основной курс/ проблемы из области защиты природы и окружающей среды с учетом оформительского /творческого/ аспекта). К нам также присоединились и проектные группы 5-х классов (до 30 учащихся), где предусматривалось несколько часов в классных помещениях по расписанию и групповая работа во второй половине дня. С этими группами я прорабатывал различные проекты в области защиты окружающей среды.
В дальнейшем я бы хотел дать краткий обзор о моей более чем двенадцатилетней деятельности в области проектной работы. Основной упор при этом делается на аспекты информации и коммуникации на примере проведения внутренних проектов и на их взаимоувязку, так как на данном примере объясняется внутренняя взаимосвязь рабочих процессов. Выбранные для этой цели примеры показывают, как на протяжении длительного отрезка времени могут разрабатываться учебные темы. Кроме того, при помощи данных примеров подтверждается, что речь здесь идет не о временно узко ограниченном занятии. Учебный процесс может дополняться новыми частями (проектами), которые базируются на уже полученных результатах, или же привносить в него новые аспекты в качестве дополнительных рабочих тем для решения центральной проблематики.

Внутрипроектная связь.
В учебных группах с 25-ю учащимися целесообразно работать только в проектных группах. Для того чтобы работа выполнялась в духе единого подхода и шла эффективно, целесообразно обмениваться информацией и результатами исследований. Только благодаря мозаике внутренней связи достигается надежная база для аргументации по выполнению намеченных целей.
Это демонстрируется на примере работы курса по литературе по теме "Рассечение жизненного пространства дорогами в окрестностях гор. Верла". Над данным проектом работало шесть групп по различным аспектам проблемы. В то время когда группа "А 445" занималась инвентаризацией разрушительных последствий для животного и растительного мира из-за рассечения Рурской долины и гряды Хаар за счет строительства автострады от гор. Верл до Нехайм-Гюстен, против которой велись массивные протесты активистами по защите окружающей среды, три другие группы выявляли ожидаемые последствия из-за строительства трех обводных дорог. Эти группы, которые занимались тремя "горячими точками", поддерживались в их аргументации двумя другими группами. А именно, данные группы провели инвентаризацию всей дорожной сети в окрестностях гор. Верл и зафиксировали те небольшие территории, которые еще не рассечены дорогами. Кроме того, они выявили объем заасфальтированных площадей в окрестностях гор. Верл и их воздействия на животный и растительный мир.
Обмен информацией между отдельными группами и их кооперация в области сотрудничества с внешкольными учреждениями привели к результатам, которые явились основой при обсуждении и принятии решения на уровне округа.

Связь между проектами.
Защита окружающей среды направляет свои усилия не только на охрану отдельных биотопов ландшафта, но и на установление единой сети изолированных биотопов, с целью сохранения находящихся под угрозой видов и стабилизации культурного ландшафта. Проектная работа только в том случае успешна, если в рамках проектных дней (или проектных недель) проводится не только одно мероприятие на протяжении короткого отрезка времени, а постоянно на протяжении длительного времени добавляются проект-продолжения или одновременно подключаются различные группы, рассматривающие выявленную проблему под другим углом зрения. Полученные результаты исследований вводятся в сеть.
Это будет показано на двух различных примерах (на примере каменоломни в Верл - Вестеннен данная взаимосвязь и ее эффективность проявляется особенно ясно).
Причиной рассмотрения проблем каменоломни Вестеннен послужили задания, которые были поручены городом Верл активно действующей группе по интересам в области защиты окружающей среды с 1982 года. Речь при этом идет, с одной стороны, о разработке атласа водоемов для окрестности гор. Верл, а с другой стороны, об инвентаризации геонаучных, подлежащих защите, объектов в окрестностях гор. Верл по поручению ведомства по экологии, развитию ландшафта и лесничества.
В рамках картографирования влажных биотопов члены группы натолкнулись в 1985 году на каменоломню Вестеннен. На основании обнаруженного, на первый взгляд, многообразия видов фауны и флоры группа по интересам решила провести в каменоломне более точный анализ.
Без полученных поручений от учреждений, учащиеся едва ли бы натолкнулись на каменоломню. Таким образом, выполняя поручение, стало возможным проведение интенсивного предметного рассмотрения биологических, географических, геологических, исторических, культурно- исторических и сельскохозяйственных аспектов (межпредметное обучение, которое в такой форме едва ли осуществимо на обычных занятиях с такой невероятной мотивацией).
Результаты такого межпредметного обучения предполагают, с одной стороны, общественную работу, которая служит для освещения данной проблематики и посвящения в нее широких слоев населения. С другой стороны, она все отчетливее высвечивала для членов группы по интересам то большое значение каменоломни в качестве места обитания для растений и животных в чисто аграрном ландшафте. Для того, чтобы сохранить на долгое время каменоломню, которая, несмотря на загрязнение отходами, очень важна в качестве места обитания для многих видов, группа по защите окружающей среды установила контакты с ответственными местными внешкольными учреждениями, проводила беседы и переговоры. Когда же усилия не оправдались, к работе был подключен курс по литературе с целью организации процесса по получению разрешения о статусе заповедной зоны для каменоломни.
Итак, учащиеся проектной группы данного курса предприняли "оценку" каменоломни. Была разработана для наглядного отображения каменоломни так называемая "Книга с окнами" - отвечающая масштабам и естественному виду модель. Была организована объемная выставка, к организации которой были подключены ответственные на окружном уровне ведомства и объединения, что имело огромную общественную значимость проекта.
Последующие исследования всех каменоломней в окрестности rop. Верл, совместный проект группы по защите природы и членов курса по литературе привели в итоге к определению каменоломни заповедной зоной. Однако проект этим не закончился, так как устранение мусора (1990 г.), защита растений от использования биоцидов и удобрений (1992 г.), а также привязку изолированной каменоломни в сеть биотопов (1992 г.) следовало еще реализовать.
И на примере промышленной территории Верл-Восток также, как и при разработке проекта по каменоломне, обозначилась взаимосвязь. Над данной темой совместно работало несколько учебных групп с различной целевой установкой. Для того чтобы препятствовать расширению промышленной территории, а тем самым - неприемлемому использованию природных объектов, а также для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, одновременно было запущено восемь различных проектов со сдвигом во времени.
Благодаря различным исходным точкам зрения в подходе на обоих примерах можно было освещать многочисленные аспекты тематики. При этом различные группы использовали разнообразные средства массовой информации - модели, плакаты с фотографиями, графики и тексты, видеофильмы - для наглядности своих подходов. По ходу работы группы регулярно обменивались информацией по актуальному состоянию своих исследований, таким образом, в смысле экономии времени многие аспекты сложных тем обрабатывались быстрее и эффективнее.
Кроме того, по специальным вопросам защиты природы как, например, исследование водоемов или картографирование фауны и флоры, для консультации привлекались опытные члены рабочей группы по защите окружающей среды, которые затем и на местах оказывали действенную помощь.
Таким путем можно было проводить работу по различным проектам и с разными учебными группами на основании уже накопленного опыта или на базе параллельно работающих групп. Такая связанная между собой проектная работа давала учащимся необходимое понятие о взаимозависимости проблем и приемов решения. Необходимой компетентности для сотрудничества в группе и способности работать с несколькими группами сразу, с целью установления последовательности и получения точных результатов, можно было научиться в процессе такого сотрудничества.
В приведенных здесь примерах речь идет о связи проектов внутри одной школы (внутришкольная связь). Однако имеется и возможность, чтобы над единым проектом работали учебные группы двух или нескольких школ и постоянно обменивались информацией (внешкольная связь). При этом могли бы кооперировать школы как в непосредственной близости, т. е. в одном городе, так и школы соседних городов. Кооперация может выйти и за пределы Земли (Северная Рейн-Встфалия) или за пределы государственных границ. Это напрашивается уже потому, что загрязнение окружающей среды не признает границ, а является глобальной проблемой.
Один шаг в этом направлении группа по защите природы уже сделала в 1990 году, когда она отправила одного члена своей группы в качестве представителя Мариен - гимназии для обмена учащихся с одной из российской школой - партнером в город Белгород, в бывший Советский Союз. Этому ученику поручили познакомиться на месте с ситуацией и рассказать о возможностях разработки совместных проектов, которые можно было бы провести совместно в последующих визитах. В качестве возможных проектов определись: исследование почвы, воздуха и воды, а также знакомство с историей развития ландшафта до настоящего времени (природа также имеет историю). Данное мероприятие нашло поддержку у бывшего Министра по окружающей среде г-на Воронцова, который вместе с рабочей группой по защите окружающей среды был награжден призом Бруно -Х.- Шуберт в 1990 году в гор. Франкфурте (в церкви св. Павла) за его заслуги по защите природы и окружающей среды в бывшем Советском Союзе. Это межгосударственное сотрудничество, а также сотрудничество без границ в области защиты окружающей среды, должно сыграть свою роль в создании мостов между немецким и русским народом. На примере данного межгосударственного сотрудничества высвечивается еще одна грань, а именно, возможность использовать обмен учащихся для проведения совместных проектов. Полученные в рамках межгосударственного сотрудничества результаты исследований были введены в банк данных BioNet-Aqua-Data и -TerrData.

Работа с общественностью: форум и биржа кооперации
Организация общественной работы - это одна из важных составных частей проектного преподавания. Результативность, наглядность и информативность проекта, а также его привлекательный характер для других может стать действенным только в случае его полного освещения перед общественностью.
Общественная работа может проводиться при этом, исходя из обстоятельств, по одному, или нескольких направлениях. Так, например, внутришкольная общественная работа может состоять из выставок в коридорах, в фойе, объявлений на доске, на стенде и т. п. и служить информацией для учащихся, учителей, родителей и вообще для посетителей школы. Общественная работа также может выражаться в виде интервью, опросов, в распространении листовок в центре города, в читательских письмах, публикациях, сообщениях, соревнованиях, в участии на различных проблемных заседаниях, в контактах с другими школами и внешкольными учреждениями.
Так, например, публикация книги "Озера и реки" в качестве обобщения анализов стоячих и проточных водоемов в черте города Верл, проведенного двумя участниками группы по защите окружающей среды, вызвала большое признание как у политиков, так и в профессиональном мире. Данное открытие школы стимулировало членов группы по защите природы на выполнение нового проекта, а с другой стороны, и поводом для внешкольных инициатив таких, как пригласить BioNet для сотрудничества с группой по защите окружающей среды.
Большое значение общественной работы кроется в том, что учащиеся при этом учатся представлять полученные результаты и сделанные отсюда выводы, а также открыто защищать свою точку зрения, и, таким образом, оказывать влияние на процесс принятия решения.
Общественная работа может, однако, зачастую привести и к переосмыслению ситуации населением и к поддержке предложенных идей (например, действенная поддержка рабочей группы по защите окружающей среды жителями в ходе работы над проектом по защите амфибий или при финансировании акции "Спасите идейцев" предпринимателями гор Верл.
Весьма показательно проведение акции по теме "Умирание леса", где выставка больной елки из окрестности гор. Верл рабочей группой по защите окружающей среды дала возможность пробудить сознание граждан, дать информацию относительно изменений, которые проходят в их окружении, а в идеальном случае, даже заручиться их поддержкой.
В любом случае важно, чтобы не только критиковать и фиксировать нарушения, но и разрабатывать конструктивные альтернативные предложения - чтобы сохранить доверие - и претворять их, хотя бы частично, в доверительном сотрудничестве с соответствующими учреждениями.

Места обучения и партнеры.
В рамках представляемых проектов в области защиты окружающей среды работа проводилась чаще всего за пределами школы, т. е. происходило открытие школы. Происходило это потому, что в большинстве случаев работа по проектам вынуждала посещение внешкольных мест обучения или же требовалось сотрудничество с внешкольными учреждениями.
Так, например, учебные группы, с которыми разрабатывались проекты - класс 5, курс по литературе и рабочая группа по защите окружающей среды - отвечают за различные исходные пункты. Вокруг учебных групп группируются школьные и внешкольные места обучения в области "защита окружающей среды - проект - работа", а также интегрированные в данную работу внешкольные учреждения. Стрелка, направленная на "Открытие школы", поясняет, таким образом, различные аспекты проектной работы и включенные средства массовой информации.
Внешкольные места обучения и учреждения.
Занятия вне школы не должны ограничиваться только тем, чтобы воспринимать и наблюдать феномены. Они должны привести учащихся к тому, чтобы оценить на основании соответствующих критерий ситуацию на месте как недопустимую в смысле устойчивого развития (sustainable development) и проявить активность для ее улучшения (способность к перспективному развитию). Поэтому внешкольные места обучения и учреждения являются неизбежными для практической проектной работы, поскольку они предоставляют учащимся возможность непосредственно соприкасаться с природой. Благодаря этому учащиеся получают обширные знания, которые им нельзя преподнести в классных комнатах или в непосредственном школьном окружении.
Ощутимо растущий интерес к открытию школы кроется не только в самой школе, а наблюдается также и во внешкольных организациях. Если усилия учащихся получают признание вне школы, то для них подтверждается серьезность их работы и обучения. Возможность соучастия в организации их окружения убеждает их в том, что их самих и их усилия воспринимают серьезно.
Сотрудничество с внешкольными учреждениями имеет еще и другое измерение. Так, например, в большинстве случаев участники проекта могут после абитуры провести свою альтернативную службу в ABU (рабочее объединение биологической защиты природы), а также в ведомстве по аграрному делу. С этим связано, с одной стороны, расширение как теоретических, так и практический знаний в области защиты природы и окружающей среды, а, с другой стороны - интенсификация сотрудничества школы с данными внешкольными учреждениями в рамках новых проектов.
И все же сотрудничество не должно ограничиваться только тем, что учащиеся, например, на месте обучения "Установка по обогащению питьевой воды" знакомятся с одним из участков круговорота воды и прослеживают проблемы и усилия при обогащении питьевой воды. Они должны в сотрудничестве со специалистами на месте разработать возможности с целью личной активности и соучастия в развитии. По проблеме питьевой воды можно, среди прочего, исследовать причины загрязнения, например, загрязнение нитратами ключевых источников и колодцев с питьевой водой за счет сельского хозяйства.
Некоторые места обучения интегрировались в работу не непосредственно, а через информацию из прессы и через соответствующие организации. Зачастую редкое использование данных мест обучения, по сравнению с предложением, все чаще объясняется неблагоприятными школьными типовыми условиями, а именно, из-за технических причин по составлению расписания уроков. Поэтому необходимы срочные действия по изменению существующих типовых условий, чтобы учитывалось и появилось больше свободного места для проектной работы в школьном расписании.
Большинство используемых мест обучения находилось или в непосредственной близости от школы, или в близи от места проживания учащихся. Благодаря этому исключалось время необходимое для приезда к месту обучения, которое обычно совершается учащимися начальных классов в сопровождении родителей или старших школьников. Однако родители с большим интересом и удовольствием участвовали в акции по спасению амфибий, которая продолжалась иногда до поздней ночи.
Сотрудничество с внешкольными учреждениями можно подразделить на две области различной интенсивности. В то время как сотрудничество с местными объединениями по защите окружающей среды, а также соответствующими ведомствами, учреждениями, политическими объединениями и партиями на коммунальном уровне, а также на уровне округа, и различными инициативами было последовательным и очень интенсивным, то кооперация с остальными учреждениями строилась менее интенсивно и по необходимости.

Конкурсы.
В начале 80-х годов конкурсы по темам защиты природы и окружающей среды были еще исключениями. В настоящее время имеется множество конкурсов, которые посвящены данной тематике с целью выработки сознательного отношения у молодежи, которая в скором будущем возьмет власть в свои руки и, таким образом, будет определять будущее нашей планеты.
Таким образом, объявленные конкурсы могут быть поводом для того, чтобы завершить начатый проект, обобщить полученные данные, проанализировать, представить графически, эстетически оформить в виде документации в изображениях и со сопроводительным текстом, или же представить в виде видеофильма Обычно тогда за короткий срок требуются невероятные усилия для завершения работы в течение установленного срока.
Большие усилия по завершению работы, которую надлежит выполнить за сокращенный срок, под давлением которого находятся как обучающиеся, так и руководитель проекта, имеют и свои преимущества, а именно, что с большой затратой времени собранные на местах данные в виде отдельных кусочков мозаики складываются в единую большую мозаику. Без данного назначенного срока представления, многие данные и результаты исследований затерялись бы в ящиках, не были бы опубликованы, и, следовательно, не состоялось бы их практическое применение.
Конкурсы демонстрируют учащимся объем проделанных ими усилий на данный момент в сравнении с другими участниками конкурса. Это может, с одной стороны, вызвать положительный результат, если они заняли достойное место, а с другой стороны, разочарование и при определенных обстоятельствах также и конец их активности в работе.
Конкурсы имеют, однако, еще и другие особенности. Часто объявляются премии за призовые места, которые мотивируют учащихся на выполнение их дальнейшей работы.
Для многих участников группы по защите окружающей среды многочисленные проекты, в разработке которых они активно принимали участие, явились решающим толчком для того, чтобы после завершения абитуры определиться в профессии - биолог, географ с упором на экологию.
Участие в конкурсе дает также и возможность обменяться идеями с ровесниками, заключить дружбу, а также через данные контакты вступить в научный обмен мнениями и получить новые предложения и идеи. Для членов группы по защите окружающей среды, например, источником идей уже многие годы является конкурс "Молодежь исследует", с его направленностью на ясность и точность, коммуникацию и дискуссию.
Рабочая группа по защите окружающей среды в качестве внешкольного объединения, которое строится на добровольных началах, как для самих учащихся, так и для учителя, было в состоянии на протяжении нескольких лет самостоятельно финансировать свои проекты в силу получаемых призовых денежных сумм. Это гарантировало им независимость от спонсоров, а также возможность разработки особо "горячих" проектов.
Однако группа по защите окружающей среды принимала участие не только в конкурсах, но и организовала сама конкурс по разработке символа для группы по защите окружающей среды. Цель конкурса была наряду с созданием печати/герба, активировать всех учащихся относительно темы "Защита окружающей среды". Учащиеся должны были подумать над данной тематикой и затем творчески выразить свое отношение. Для сопровождения конкурса участники группы по защите окружающей среды написали призвание, которое было раздано всем классным старостам на всех ступенях обучения, а также и во всех учебных группах. В качестве приза были определены книги по теме "Защита природы и окружающей среды". Сверх этого победителям конкурса вручалась грамота, в исполнении учителя по искусств
Из представленных работ (более 30) жюри выбрало шесть лучших ученических исполнений и три работы, выполненные учителями, изображения которых затем было воплощены в печать/герб группы по защите окружающей среды.
В то время когда пять первых победителей конкурса награждались книгами "Защита природы и окружающей среды", которые выделило объединение Schola Mariana (Объединение друзей и спонсоров Мариен - гимназии), пять других победителей получило другие призы по просьбе группы по защите окружающей среды от Министерства по окружающей среде (выделенные для этого конкурса брошюры).
Особой радостью для членов группы по защите окружающей среды было увеличение своих рядов - прибавилось два новых участника

Работа в сети.
"Сетевая связь", "сетевое мышление", "сеть" и подобные понятия в настоящее время у всех на устах не только в области экологического образования. Поэтому ставится вопрос, какие возможности они содержат для данной области и при каких условиях, а также какие проблемы могут разрешить такие сети.
На основании схожих экологических условий можно установить схожесть в экосистеме гидрофлоры, почвофауны. Если же предполагается рассматривать проведенные исследования учащихся в рамках проекта по защите окружающей среды не в виде отдельных успехов, то данные, полученные ими, могут быть введены в общеевропейскую компьютерную сеть, созданную по инициативе BioNet, для исследований окружающей среды школами. Для сравнения полученные данные должны быть подведены под общий стандарт.
Участники обмениваются в сети наблюдениями по окружающей среде, данными измерений, выводами и видами работ в их школьном окружении и проводят, например, совместные проекты на всем протяжении проточного водоема. По опыту, накопленному до настоящего времени, данная форма коммуникации и обмена опытом в значительной мере способствует развитию сознательного отношения участников к окружающей среде и готовности к активным действиям по ее защите. Поэтому компьютерные сети могут использоваться в качестве вспомогательного средства для кооперации в области защиты природы.
Поскольку инвентаризация жизненного пространства флоры и фауны является очень сложной задачей, то в ее решении должны совместно участвовать школы, ведомства, учреждения, предприятия и университеты так, чтобы объединить собранные результаты в ходе обработки мелких или более больших проектов. Полученные данные необходимо предоставлять в распоряжение различных партнеров по отдельным экологическим аспектам с целью их использования для долговременного экологического и эстетического улучшения состояния окружающей среды.
Однако следует отметить, что при использовании средств массовой информации и техники на занятиях есть и разработки, которые по многим причинам необходимо отменить, исходя из принципов устойчивого воспитания ответственности по отношению к природе и окружающей среде. Так, например, журнал "Росы" под заголовком "Классное помещение будущего - пыльные доски и написанные сухим языком книги больше неактуальны: через спутники и стекловолокно дети могут совершить при помощи "Jason" - проекта научные экспедиции во всем мире" выражает, вероятно, наиболее смелое представление варианта данного развития.
"Двухнедельный Jason-проект возводит учащихся в аргонаутов, как назвали себя Youngsters, подражая труппе искателей приключений античного героя. Играя, связанные между собой при помощи сети, Kids разрешают сложные проблемы, понятие которых даже для взрослых представляет собой затруднение" (FOCUS 1999). Однако "Kids" ни в одной из фаз названного проекта не занимаются разрешением представленных вопросов или проблем, как это предлагает проектная работа.
Чтобы оправдать затраты на данный проект (где-то четыре миллиона марок для "Школы земли" в 1994 году, которые были представлены главным спонсором, а именно, компьютерной фирмой EDS), не распылить их в виде спектакля картинок в задействованных школах, учебный материал всего школьного года был ограничен "Jason". "Оптическое Аха-приключение мотивирует учащихся на самостоятельные исследования". Так, например, организуется лаборатория тропического леса, в которой тропическая вегетация заменяется самопосаженными бобами и редиской, а партия экзотических жуков заменяется улитками и насекомыми из школьного пруда. Все это вызывает большие сомнения, и под вопросом ставится сам проект, который оценен очень критически, не говоря уже о методике работы над ним, а с естественно с научной точки зрения это лженаучный подход, отвергающий любые биологические знания, тематически абсолютно неверный процесс. Кроме того, измерения листьев растений, высаженных в горшки (здесь при помощи компьютера), и занесение результатов исследований в протокол, является предметом любого занятия по биологии, приближенного к действительности, а именно, проведения кратких экспериментов как на занятиях, так и в качестве домашнего задания.
Вероятно, добрые намерения Robert Ballard, исследователя океанских глубин, "отца" данной идеи, "взять с собой в экспедицию" детей для того, чтобы заинтересовать их наукой, исчезнут как мыльные пузыри. Так как подобным дилетантским предметным сопровождением проекта скорее можно отпугнуть учащихся, чем их заинтересовать. Кроме того, они все время будут равняться на заданный идеал в фильме и разочаровываться, и тем самым довольно быстро потеряют интерес к работе, так как схожие успешные результаты не получатся. Ничего не изменит и рассчитанный на внешний эффект слоган "Школа в XXI столетии: активно участвовать самим в исследованиях вместо того, чтобы зубрить факты". Поскольку и в XXI столетии будет основой: Learning by doing! Пароль "Учителя XXI столетия заинтересованность в проектах, вместо рутины учебных планов" не следует воплощать по масштабам "Jason-проекта, а проводить в квалифицированной форме. Так как, если работа и коммуникация в сети окажутся в силу своего ослепляющего эффекта устойчивыми, то с самого начала следует взвесить в настоящей ситуации финансы, эффективность, осмысленность процесса и свободу деятельности из-за их значения и взаимодействия, особенно в рамках школы и учебного процесса!
То, что при презентации технических средств на занятиях они не всегда должны быть отличными, подтверждает результат опроса по снятию видеофильма по спасению амфибий, который в качестве теста был показан в двух 7- ых классах. Большая часть опрошенных выразила мнение, что снятый самими учащимися фильм, хотя и хуже в качественном отношении, чем профессиональный фильм, однако понятнее адресатам. Учащиеся в качестве операторов работают большей отдачей (с учетом интересов своих сошкольников), избегая большого количества специальных выражений и отражают свою деятельность с той искренней заинтересованностью, как они ее провели. Таким образом, неудивительно, что большинство из опрошенных поддержало защиту и спасение амфибий, а фильм восприняли как непосредственный призыв к сотрудничеству. Так как фильм снимался в знакомой для них окрестности, то он был для них значительно интереснее, чем фильм с подобной тематикой, но с неизвестным окружением. Отсюда следует вывод, что преподавание и школу необходимо так изменить, чтобы в непосредственной близости от школы не только предоставить возможность, но и воплотить в жизнь познавательное и творческое обучение.

Интернет.
Если работа с интернет проводится по существу, эффективно и осмысленно, но необходимы хотя бы базовые знания о его структуре и способе функционирования, так как для оценки возможностей интернета и его границах необходима определенная компетенция в области технических средств.
В области защиты природы и окружающей среды привлечение интернета относится уже к обычной деятельности. Так, например, презентация своих исследований в интернете для многих объединений по защите природы стала составной частью общественной работы. Однако и проектная работа по защите окружающей среды в школах использует вот уже определенное время современные технические средства.
Ведущую роль информации и коммуникации с целью успешной работы в области защиты окружающей среды подчеркивает публикация в журнале GLOBUS (декабрь, 1997, журнал-приложение телевизионного канала ARD, транслирующего серию передач о природе). В статье отмечается, что Германская организация по оказанию помощи и Gruner + Jahr преследует следующую цель: объявить через ЮНЕСКО до 2000 года Эльбу в качестве культурного наследия мировой природы и культуры.

Литература

Arbeitsgruppe 0berkirchner Lehrmittel (AOL) (Hrsg.): Das AOL-Projekt-ВисЬ Scherzheim 1992
Dalhoff В.: Projekte zur Natur- und Umweltschutz und ihre Bedeutung йг die Offnung von Schule, Landesinstitut fur Schule und Weiterbildung, Soest 1997
Dalhoff, В.: Еш Steinbruch als Refugium fur Pfianzen und Tiere, in: Unterricht Biologic "В|о1оре aus 2. Hand", Heft 135, Seelze 1988
Dalhoff В.: Rettung von Amphibien - cine Video-Dokumentation, in: Unterricht Biologic ДNatur- und Umweltfilme", Heft 192, Seelze 1994
Deckers, J.: Nutzung des Internet in der Schule: Eine Einfuhrung, Arbeitshefte Lehrerfortbildung, Gutersloh 1997
Focus extra issenschaft vom 2.12.1994: Das Klassenzimmer der ZukunA
Haug, М: Virtueller Reisebericht zum Klimaschutz: Im www nach Kyoto, Globus, Heft 1, BUND, Stuttgart 1998
Riihaak, Н.; illemberg, Н.: Netzwerke ш der Umweltbildung, in Praxis der Umweltbildung. Neue Ansatze йг die Sekundarstufe П., ВсЕ 1. Ambos, Bielefeld 1994 Sarnow, К; Presno, О.: Online-World, Hannover 1994
van Luck, Ж: Verandertes Lernen: Eigenaktiv, konstruktiv und kommunikativ, in: Computer und Unterricht ДVerandertes Lernen", Heft 23, Seelze 1996
Whitehead, А.N.: The aims of education, New York 1929

 

 

Hosted by uCoz