Андрей Малиновский
(модератор проекта)

Одной из ключевых целей системы образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в сложной системе общественных отношений, задаваемых особенностями префигуративной культуры. Формирование готовности молодого человека успешно выполнять определенные социальные роли, которые требуют соответствующих знаний и навыков включения в социальную коммуникацию на основе ценностей, традиций, принципов, принятых в белорусском обществе, интегрирующимся в общеевропейскую, Евразийскую культуры. Для решения этих задач общество создает определенную систему воспитания граждан – прежде всего на уровне школьного образования. В современном белорусском обществе происходит чрезвычайно сложный трансформационный процесс, природу которого еще предстоит осмыслить, но который, в конечном счете, есть процесс перехода к обществу, основанному на правовых и демократических началах.
Очевидно, что данный процесс и его целевые установки требуют качественно иной системы воспитания и гражданского образования граждан. Методические и дидактические особенности современного граждановедения в виде предмета «Человек. Общество. Государство» формируют специфические требования к преподаванию данного предмета и уровню качественной, профессиональной подготовки преподавателя. Гражданская позиция подростка формируется благодаря проявленной гражданской позиции педагога и его умением сформировать осмысленность гражданского выбора ученика в свободном и содержательном диалоге, но педагога необходимо этому профессионально обучить. Поэтому категория обучающихся на курсах и главная проблема, отраженная в теме не случайны и отвечают главному замыслу организаторов - провести образовательный модуль, в рамках 5 этапного курса повышения квалификации, для преподавателей ИПК, благодаря которому бы сформировалась когнитивная и деятельностная готовность педагогов ИПК, средствами проблемной организации учебного процесса курса, к повышению квалификации у учителей для адекватного достижения задач современного гражданского образования в школе.
Цель курсов: Проведение активного обучающего модуля по формированию адекватной современным образовательным и воспитательным целям профессиональной дидактической культуры слушателей и их профессиональной готовности к образовательным практикам в области граждановедения.
Задачи курсов:
-- Совершенствование профессионального мастерства слушателей в области развития дидактической культуры, достаточной для обучения взрослых- преподавателей общегуманитарных дисциплин в средней школе, в том числе «Человек. Общество. Государство».
-- Разработка современных концептуальных основ гражданского образования в ситуации реформирования общества, построения гражданского мира и идеологических основ правового государства.
-- Отработка современных активных форм преподавания общегуманитарных дисциплин.
-- Ознакомление с немецким опытом преподавания гуманитарных дисциплин с целью взаимной интеграции и взаимного методического обогащения.
-- Овладение слушателями гражданскими компетенциями и коммуникативными навыками.
Приобретаемые способности, навыки и компетенции слушателей подразделяются на три группы:
1) исследовательские,
2) когнитивные,
3) социально-психологические.

Исследовательские:
-- умение распознавать и описывать проблемную ситуацию, выделяя в ней моральные дилеммы,
-- фиксировать противоречия в получаемой информации, подбирая для иллюстрации смысла определенные тексты ,
-- выдвигать объяснительные гипотезы для согласованного объяснения фактов,
-- сопоставлять смыслы социального поведения, выделяя в нем определенные культурные, религиозные, мультикультурные контексты, для анализа того или иного решения и прочее.

Когнитивные:
-- умение работать с понятиями граждановедения и прояснять их смысл в контексте анализируемой проблемной ситуации,
-- видеть парадигмальные границы смысла понятия,
-- проводить различия и устанавливать связи, не допуская некорректных обобщений,
-- подводить факт под правила и нормы,
-- аппелировать к современным префигуративным и гражданским ценностям, применяя их при анализе конкретной ситуации человека, сообщества,
-- делать сбалансированные оценочные суждения и прочее.

Социально-психологические:
-- умение работать в коллективе, достигать баланса интересов,
-- формировать ассертивную культуру,
-- избегать монологизма и вести поли культурный диалог,
-- поддерживать баланс интересов,
-- уметь продвигать идею, овладевать навыками коучинга и прочее.
Основной дидактической особенностью курсов выступает их комплексность и интегрированная в область этики, философии, политологии, права, экологии, гражданского образования образовательная стратегия, которая в результате ориентируется на формирование просвещенной личности преподавателя демократического общества.
Четырех с половинный недельный масштаб курсов предполагает проведение пяти этапов, на каждом из них будут проведены активные обучающие модули в виде ОДИ, ОМИ, тренингов, дискуссий, мини-лекций, проектной работы и мастер-классов , с выездом в Германию, для ознакомления с опытом и методикой работы в данном направлении. На каждом этапе предполагается выполнение домашнего задания, сопровождающей консультативной работы модераторов и акцентирование в обучении слушателей на отдельной проблематике: 1этап- ознакомительный и формирования учебной группы, 2-этап- методология и практика гражданского образования, 3- этап- методология и практика экологического образования, построения устойчивого гражданского общества , 4-этап- ознакомление с опытом работы в Германии, 5 этап- мастер-классы и защита результирующих проектов слушателей. .
Предполагаемым результатом курсов можно будет считать формирование у слушателей определенного уровня дидактической культуры преподавателя граждановедения .

1 этап. 16-17 февраля 2004 г.

Тренинг. 25 человек.Тема «Системный подход к теории и практике преподавания граждановедения. Презентация подходов»-модуль 1- Знакомство. Презентация проекта, знакомство с организаторами, формирование учебной «команды»-модуль 2 - Презентация подходов к организации гражданского образования,- модуль 3 - экологические проблемы меняющегося мира,- модуль 4 - Активные методы гражданского образованияДомашнее задание.

2 этап. С 12 по 17 июля 2004 г.

Тренинг. 25 человекТема «Дидактическое содержание и особенности преподавания гражданского образования».Домашнее задание.

3 этап. Февраль 2005 г.

Группа 25 человек. Тренинг.Тема «Дидактические особенности преподавания экологических знаний»Домашнее задание

4 этап. Март 2005 г.

Группа 25 человек. Тренинг.Тема «Особенности преподавания гражданского образования на примере европейской модели (Германия)».Домашнее задание.

5 этап. Май 2005 г.

Группа 25 человек. Мастерские.Разработка и защита проектов по гражданскому образованию взрослых.Завершение курсов.

 

Hosted by uCoz