Андрей Малиновский
(модератор проекта)
Одной из ключевых целей системы образования является подготовка подрастающего
поколения к жизни в сложной системе общественных отношений, задаваемых особенностями
префигуративной культуры. Формирование готовности молодого человека успешно
выполнять определенные социальные роли, которые требуют соответствующих знаний
и навыков включения в социальную коммуникацию на основе ценностей, традиций,
принципов, принятых в белорусском обществе, интегрирующимся в общеевропейскую,
Евразийскую культуры. Для решения этих задач общество создает определенную
систему воспитания граждан – прежде всего на уровне школьного образования.
В современном белорусском обществе происходит чрезвычайно сложный трансформационный
процесс, природу которого еще предстоит осмыслить, но который, в конечном
счете, есть процесс перехода к обществу, основанному на правовых и демократических
началах.
Очевидно, что данный процесс и его целевые установки требуют качественно иной
системы воспитания и гражданского образования граждан. Методические и дидактические
особенности современного граждановедения в виде предмета «Человек. Общество.
Государство» формируют специфические требования к преподаванию данного предмета
и уровню качественной, профессиональной подготовки преподавателя. Гражданская
позиция подростка формируется благодаря проявленной гражданской позиции педагога
и его умением сформировать осмысленность гражданского выбора ученика в свободном
и содержательном диалоге, но педагога необходимо этому профессионально обучить.
Поэтому категория обучающихся на курсах и главная проблема, отраженная в теме
не случайны и отвечают главному замыслу организаторов - провести образовательный
модуль, в рамках 5 этапного курса повышения квалификации, для преподавателей
ИПК, благодаря которому бы сформировалась когнитивная и деятельностная готовность
педагогов ИПК, средствами проблемной организации учебного процесса курса,
к повышению квалификации у учителей для адекватного достижения задач современного
гражданского образования в школе.
Цель курсов: Проведение активного обучающего модуля по формированию
адекватной современным образовательным и воспитательным целям профессиональной
дидактической культуры слушателей и их профессиональной готовности к образовательным
практикам в области граждановедения.
Задачи курсов:
-- Совершенствование профессионального мастерства
слушателей в области развития дидактической культуры, достаточной для обучения
взрослых- преподавателей общегуманитарных дисциплин в средней школе, в том
числе «Человек. Общество. Государство».
-- Разработка современных концептуальных основ
гражданского образования в ситуации реформирования общества, построения гражданского
мира и идеологических основ правового государства.
-- Отработка современных активных форм преподавания
общегуманитарных дисциплин.
-- Ознакомление с немецким опытом преподавания
гуманитарных дисциплин с целью взаимной интеграции и взаимного методического
обогащения.
-- Овладение слушателями гражданскими компетенциями
и коммуникативными навыками.
Приобретаемые способности, навыки и компетенции слушателей подразделяются
на три группы:
1) исследовательские,
2) когнитивные,
3) социально-психологические.
Исследовательские:
-- умение распознавать и описывать проблемную
ситуацию, выделяя в ней моральные дилеммы,
-- фиксировать противоречия в получаемой информации,
подбирая для иллюстрации смысла определенные тексты ,
-- выдвигать объяснительные гипотезы для согласованного
объяснения фактов,
-- сопоставлять смыслы социального поведения,
выделяя в нем определенные культурные, религиозные, мультикультурные контексты,
для анализа того или иного решения и прочее.
Когнитивные:
-- умение работать с понятиями граждановедения
и прояснять их смысл в контексте анализируемой проблемной ситуации,
-- видеть парадигмальные границы смысла понятия,
-- проводить различия и устанавливать связи,
не допуская некорректных обобщений,
-- подводить факт под правила и нормы,
-- аппелировать к современным префигуративным
и гражданским ценностям, применяя их при анализе конкретной ситуации человека,
сообщества,
-- делать сбалансированные оценочные суждения
и прочее.
Социально-психологические:
-- умение работать в коллективе, достигать баланса
интересов,
-- формировать ассертивную культуру,
-- избегать монологизма и вести поли культурный
диалог,
-- поддерживать баланс интересов,
-- уметь продвигать идею, овладевать навыками
коучинга и прочее.
Основной дидактической особенностью курсов выступает их комплексность и интегрированная
в область этики, философии, политологии, права, экологии, гражданского образования
образовательная стратегия, которая в результате ориентируется на формирование
просвещенной личности преподавателя демократического общества.
Четырех с половинный недельный масштаб курсов предполагает проведение пяти
этапов, на каждом из них будут проведены активные обучающие модули в виде
ОДИ, ОМИ, тренингов, дискуссий, мини-лекций, проектной работы и мастер-классов
, с выездом в Германию, для ознакомления с опытом и методикой работы в данном
направлении. На каждом этапе предполагается выполнение домашнего задания,
сопровождающей консультативной работы модераторов и акцентирование в обучении
слушателей на отдельной проблематике: 1этап- ознакомительный и формирования
учебной группы, 2-этап- методология и практика гражданского образования, 3-
этап- методология и практика экологического образования, построения устойчивого
гражданского общества , 4-этап- ознакомление с опытом работы в Германии, 5
этап- мастер-классы и защита результирующих проектов слушателей. .
Предполагаемым результатом курсов можно будет считать формирование у слушателей
определенного уровня дидактической культуры преподавателя граждановедения
.
1 этап. 16-17 февраля 2004 г. Тренинг. 25 человек.Тема «Системный подход к теории и практике преподавания граждановедения. Презентация подходов»-модуль 1- Знакомство. Презентация проекта, знакомство с организаторами, формирование учебной «команды»-модуль 2 - Презентация подходов к организации гражданского образования,- модуль 3 - экологические проблемы меняющегося мира,- модуль 4 - Активные методы гражданского образованияДомашнее задание. |
2 этап. С 12 по 17 июля 2004 г. Тренинг. 25 человекТема «Дидактическое содержание и особенности преподавания гражданского образования».Домашнее задание. |
3 этап. Февраль 2005 г. Группа 25 человек. Тренинг.Тема «Дидактические особенности преподавания экологических знаний»Домашнее задание |
4 этап. Март 2005 г. Группа 25 человек. Тренинг.Тема «Особенности преподавания гражданского образования на примере европейской модели (Германия)».Домашнее задание. |
5 этап. Май 2005 г. Группа 25 человек. Мастерские.Разработка и защита проектов по гражданскому образованию взрослых.Завершение курсов. |