ПОЛОЖЕНИЕ
о совместном немецко-белорусском образовательном Проекте
«Использование интерактивных методов обучения
в системе повышения квалификации»
на основе разделов тематики «Человек и мир»
1. Цели Проекта: основной целью Проекта является
формирование профессиональных навыков владения интерактивными методами обучения
взрослых на уровне международных стандартов. Косвенным образом Проект содействует
развитию самостоятельного, критического мышления, активной позиции, воспитанию
зрелого гражданина и способности к ведению обще-ственных дискуссий.
В ходе осуществления Проекта педагоги-мультипликаторы получат воз-можность
повысить свою квалификацию в области дидактических иннова-ционных средств
обучения (интерактивное обучение) с привлечением ино-странных экспертов.
Приобретённый опыт может по принципу «снежного кома» перено-ситься на более
низкие уровни. Для существующего предмета «Человек. Об-щество. Государство»
в пилотной фазе Проекта параллельно будут разрабо-таны учебные материалы
к проблемному полю «Человек и мир», которые по окончании Проекта станут
доступными широкому кругу пользователей.
2. Организация Проекта
Процесс обучения обеспечивают три тренера-модератора, представите-ли ММОЦ,
АПО, НПО.
Педагоги-мультипликаторы из числа представителей всех областных институтов
повышения квалификации учителей, Академии последипломного образования, общественного
объединения «Белорусская лига родителей и педагогов «Крок за крокам» готовятся
по програме тренеров-модераторов в рамках тематики «Человек и мир».
Существует принцип отбора преподавателей государственных институ-тов повышения
квалификации, который создаёт предпосылки для устойчи-вости Проекта, поскольку
участники Проекта будут использовать получен-ные знания в своих учреждениях
образования.
Образуется координационный комитет из числа представителей трёх организаций
(ММОЦ, АПО, НПО) с целью управления реализацией Проекта и поддержкой развития
группы мультипликаторов.
3. Проведение Проекта
При подготовке педагогов-мультипликаторов к использованию интерак-тивных
методов обучения в рамках темы «Человек и мир» формируется группа из числа
представителей региональных институтов повышения ква-лификации и Академии
последипломного образования.
а). Вводный семинар (2 дня) – 16-17.02.04 г. Подготовка педагогов-мультипликаторов
осуществляется белорусскими тренерами-модераторами по следующим направлениям:
- введение в тематику;
- представление программы курса, тренеров и методики тренинга;
- представление координационного комитета;
- знакомство участников с группой;
- изучение потребностей участников и точное согласование учебных целей;
- подготовка личных «договоров» о достижении учебных целей.
Консультирование группы и окончательное утверждение её состава координационным комитетом и тренерами, заключение личных договоров о достижении учебных целей.
б). 2 недельных семинара-тренинга по 5 дней (июль 2004 г.,
весна 2005 г.). Используются методы обучения в рамках тематики «Человек
и мир». Обучение проводят 3 белорусских тренера, один немецкий эксперт по
интерактивной дидактике:
- гражданское общество, представление понятий;
- «самостоятельный гражданин», человек и его представление в социуме;
- «активный гражданин», его общественная работа, позиция;
- открытость школы;
- принципы организации занятий в интерактивном режиме (по модели, принятой
в Северном Рейне-Весфалии).
Используются:
- тренинги по технике модернизации, беседа «ученик-учитель» как основа успешной
работы обучаемых в группах;
- свободная работа на занятиях, тренинги в кружках;
- проектная работа на занятих.
Выполняются домашние задания, осуществляется презентация нарабо-танных материалов.
В период между семинарами педагоги-мультипликаторы апробируют отдельные
элементы методики, полученные при обучении на практике в своих регионах.
в). Предлагается учебная поездка участников Проекта в ФРГ
(2005 г.).
В программе:
- учебные планы и разработка учебных планов по предмету «Обществоведение»
(в сотрудничестве с Земельным институтом школы и повышения квалификации
в Состе);
- система переподготовки и повышения квалификации учителей в Северном Рейне-Вестфалии
(совместно с Земельным институтом школы и повышения квалификации в Состе);
- учёба-стажировка в школе (небольшими группами в различных школах Северного
Рейна-Вестфалии);
- посещение обучающих проектов в различных школах, вовлечение участников
в учебные проекты;
- информация об учебных материалах и ученических проектах.
г). Недельная проектная мастерская (2005 г.):
- оценка поедки и проверка домашних заданий;
- разработка учебных панов в Северном Рейне-Вестфалии и Республике Беларусь
в сравнении;
- темы и содержательные учебные цели по тематике «Человек и мир»;
- разработка моделей курсов для использования в институтах повышения квалификации
(в небольших группах).
д). Двухдневный итоговый семинар «Результаты учебного проекта»
(три белорусских тренера-модератора, координационный комитет, эксперты в
области образования):
- результаты проекта;
- сообщения о результатах проведения курсов;
- сообщения о результатах исследования;
- оценка полученной подготовки по проведению работы в интерактивном режиме;
- договорённость о дальнейшем сотрудничестве.
4. Учебные материалы Проекта, их жизнедеятельность
Создаётся редакционная группа, состоящая из представителей Акаде-мии последипломного
образования и белорусских экспертов в области эко-логического и исторического
образования. Эта группа разрабатывает кон-кретные учебные циклы по тематике
«Человек и мир».
Содержание материалов представляется в Министерство образования Республики
Беларусь для экспертизы.
Затем материалы печатаются тиражом 2500 экземпляров, а также оформляются
в электронном виде и размещаются в сети Интернет. В рамках двух двухдневных
семинаров в регионах печатные материалы будут пред-ставлены 50-100 учителям
(на каждом семинаре). В соответствующих рабо-чих группах будет проводиться
обучение содержательной стороне дела и способу передачи дидактики. При этом
педагоги-мультипликаторы, участ-ники настоящего Проекта, должны быть привлечены
в качестве тренеров-модераторов.
Материалы курса должны стать также дополнительным предметом се-минаров по
повышению квалификации для слушателей Академии после- дипломного образования
и в регионах ИПК.
Договор
о сотрудничестве №1
_______________ 2004 г. г. Минск
В рамках Программы поддержки Республики Беларусь в сфере образования Учреждение
образования "Академия последипломного образования", с одной стороны,
и INTERNATIONALES BILDUNGS-UND BEGEGNUNGSWERK g. GMBH (Международный образовательный
центр, г. Дортмунд), с другой стороны, заключают настоящий договор о сотрудничестве.
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА И СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предметом договора является сотрудничество Учреждения образования "Академия последипломного образования" и INTERNATIONALES BILDUNGS-UND BEGEGNUNGSWERK g. GMBH (Международного образовательного центра, г. Дортмунд) в осуществлении в течение 2004 - 2005 гг образовательного Проекта "Человек и мир" (в рамках учебного предмета "Человек. Общество. Государство").
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
INTERNATIONALES BILDUNGS-UND BEGEGNUNGSWERK g. GMBH (Международный образовательный
центр, г. Дортмунд) обязуется в рамках педагогического сотрудничества:
2.1. Предоставить программу проведения семинаров для педагогов-мультипликаторов.
2.2. Обеспечить участников семинаров во время их проведения необходимыми средствами
обучения.
2.3. Создать координационный совет по реализации проекта.
2.4. Назначить (определить) ответственными за реализацию, обеспечивающую действенность
вышеуказанного Проекта, руководителей УО "АПО" и INTERNATIONALES
BILDUNGS-UND BEGEGNUNGSWERK g. GMBH (Международный образовательный центр,
г. Дортмунд)
Учреждение образования "Академия последипломного образования",
выступая инициатором и организатором повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров, обязуется:
2.5. Принять непосредственное участие в наборе педагогов-мультипликаторов
для комплектования учебной группы.
2.6. Рекомендовать высококвалифицированных сотрудников АПО в состав группы
тренеров-модераторов для проведения практических занятий в интерактивном режиме
на семинарах с педагогами-мультипликаторами.
2.7. Рекомендовать специалистов в авторскую группу по разработке учебного
пособия по экологическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных
школ.
2.8. Обеспечить транслирование наработанных материалов по экологическому воспитанию
учащихся на курсах повышения квалификации и в межкурсовой период в 2004/2006
учебных годах.
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА НЕМЕЦКОЙ СТОРОНЫ
3.1. Предоставить финансовое обеспечение проезда, проживания, питания, обучения
участников семинара.
3.2. Изыскать возможность финансирования деятельности тренеров-модераторов,
координационного совета и ответственных сторон за реализацию Проекта.
3.3. Обеспечить оплату составителям учебного пособия по экологическому воспитанию
учащихся.
3.4. Профинансировать издательскую деятельность вышеуказанного пособия.
СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
3.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами
и действует на период его реализации в течение 02.01.2004 г. по 31.12.2005
г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
4.1. Условия данного договора могут быть изменены только по взаимному согласию сторон.
Настоящий договор составлен и подписан в двух экземплярах (по одному для каждой стороны). Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН
Учреждение образования INTERNATIONALES BILDUNGS-UND
"Академия последипломного BEGEGNUNGSWERK g. GMBH
образования" (Международный образовательный
г.Минск, центр, г. Дортмунд)
ул. Некрасова, 20 Thomasstr. 1 44135 Dortmund
Ректор УО "АПО" Директор
_______________ О. И. Тавгень ______________ П. Юнге-Вентруп
М.П. М.П.
Бьёрн Кунтер,
Координатор Программы
поддержки Беларуси