КОРОБОВА НИНА ПАВЛОВНА
 
  1. О себе
  2. Глоссарий
  3. Что такое гражданское образование?
  4. Современность и образование.
  5. Дилеммы
  6. Экологический проект: "Миссия".

Для реализации целей и задач воспитания и образования ученик должен быть активным участником образовательного процесса. Предмет его изучении создают среду и условия, в которых ученик развивается как личность, приобретает знания, навыки, умения, необходимые для реализации своих жизненных планов.
Приобрести необходимые умения навыки помогают активные и интерактивные методы обучения и воспитания.
Работа учащихся с дилеммами развивает умение анализировать ситуацию, делать выводы и выбор и их обосновывать.


Дилеммы

Дилемма Гаинца. В одной из европейских стран женщина умирала от рака. Существовало единственное средство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти. Это был препарат радия, незадолго до происходящего открытый аптекарем, живущим в том же городе. Приготовление лекарства стоило достаточно дорого самому аптекарю, но он просил за него в десять раз больше реальной стоимости. Платя 200 долларов за радий, он брал 2000 за небольшую дозу лекарства. Муж больной, Гайнц, обошел всех своих знакомых, занимая у них деньги, но это составило лишь 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы Он рассказал аптекарю о том, что жена при смерти, и просил продать лекарство дешевле или отсрочить выплату денег. Аптекарь ответил отказом: "Я создал это лекарство и собираюсь делать из этого деньги". Гайнц, отчаявшись, взломал замок и влез в аптеку для того, чтобы достать лекарство для своей жены".
Вопрос: "Должен ли Гайнц делать это? Почему?
По дилемме Гаинца рекомендуется обсуждать следующие вопросы.
Было ли у Гайнца право или обязанность красть это лекарство? Если бы Гайнц не любил свою жену, должен ли тогда он красть лекарство для нее? Предположим, что в аналогичной ситуации находится не жена Гайнца, а совершенно чужой ему человек. Должен ли он в этом случае красть лекарство? Предположим, что при смерти его любимая собака, должен ли он красть лекарство для нее? Важно ли для человека сделать все, чтобы спасти жизнь другого человека? Воровство - это акт противозаконный. Является ли он одновременно безнравственным? Должны ли люди пытаться сделать все от них зависящее, чтобы соблюдать законы? За что Гайнц несет наибольшую ответственность? И т.п.

Дилемма 2.

Альбер Камю в произведении "Падение" пишет: "Представьте себе ночной город, дождь. Молодой человек возвращается домой. Холодно. На уме только одно: "Добраться домой и согреться чашечкой чая, садя перед камином". Но тут ему повстречалась молодая девушка, со слезами на глазах она шла навстречу. Молодой человек, отойдя от моста через реку, на котором повстречал девушку, вдруг слышит, как что-то упало в воду. Он обернулся, девушки уже не было. Первая мысль - "ринуться спасать, но холодно и к тому же меня здесь могло и не быть, никто не видел, что я проходил". Прейдя домой, он мучается, ему еще не одну неделю снилась эта девушка". А как бы поступили вы?

Дилемма 3.

В 1937 году в СССР были в разгаре политические репрессии. Тысячи и тысячи людей объявлялись врагами народа, вредителями, участниками антиправительственных заговоров, шпионами иностранных государств. Их арестовывали, пытали, после скорого суда казнили или на долгий срок отправляли в исправительно-трудовые лагеря, иногда достаточно было случайного знакомства с арестованным, чтобы самому попасть в руки следователей НКВД (Народного Комиссариата внутренних дел). А укрывательство преступника рассматривалось как особо опасное преступление...
Отец и мать 14-летнего Бориса - крупные ученые - были арестованы как
враги народа В тот же день, вернувшись из школы, Борис оказался перед
закрытой дверью квартиры, которая бала опечатана НКВД Он догадался, что
произошло, растерялся и испугался. Взрослых знакомых у Бориса в городе не
было. Родственники жили в деревне. Чтобы попросить помогли и совета,
Борис стал звонить в одну из квартир дома" где жил 15-летний Глеб, с
которым они иногда играли в футбол во дворе. Глеб оказался дома один.
Борис рассказал ему, что произошло, и попросил укрыть его дома до утра
Глеб задумался... Оба мальчика знали законы СССР.
По Закону СССР "О членах семьи изменников Родины" от 30.03.35 года, если
близкие родственники (жена и дети) осужденного не отреклись от мужа или
отца, они приговариваются к 8 годам заключения или высылке в
малопригодные для жизни районы Сибири.
По Указу Центрального Исполнительного Комитета Верховного Совета СССР от 7.04.35 года уголовная ответственность (включая смертную казнь) наступала с 12-летнего возраста. Ответь на вопросы:
Если бы Глеб помог Борису, то какие аргументы можно привести в пользу
этого решения Глеба? Какими могут быть последствия этого решения для
Бориса? Для Глеба? Для родителей Глеба?
Если же Глеб отказал Борису в помощи, то какие аргументы можно
привести в пользу такого решения Глеба? Какими могут быть последствия
этого решения для Бориса? Для Глеба? Для родителей Глеба?
Как должен поступить Глеб, если: а) мальчики увидели, что к подъезду
подъехала машина с сотрудниками НКВД? б) родители запрещали ему
общаться с родственниками арестованных соседей? в) он знает, что скоро
домой вернутся родители?
Как бы ты лично поступил на месте Глеба?
Как ты оцениваешь Закон СССР "О членах семьи изменников Родины"?
6. Какие ненасильственные методы борьбы с такими законами ты мог бы
предложить?

Hosted by uCoz