Гражданское общество - общество с развитыми экономическими,
культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое
от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального,
экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих
совместно с государством развитые правовые отношения. Реальность Г.о. определяется
соотношением идеала, идеального проекта и реально достигнутого состояния общества,
которое действительно осуществляет проект.
Гражданское общество генетически и функционально связанно с материальной жизнью
общества, техникой, производством, знанием, хотя и не прямо, не в силу самих
его гражданских качеств, а через этику деятельности и тип личности, способной
создавать новое знание и материально его воплощать.
Гражданское общество - это социально - организованная структура, в принципе
складывающаяся за пределами политических структур, но охватывает и их, ибо
и они составляют част Г.о. и образованны гражданами.
Гражданское общество неотделимо от существования юридически оформленного,
структурно закрепленного и психологически обеспеченного плюрализма любой,
в том числе социально политической, деятельности, ее материальных и идейных
основ. При этом сфера личной жизни должна быть табу для любого политического
властного вмешательства, если к этому не было изъявления свободной воли самой
личности, хотя и в этом случае превращение ее проблемы в публичный факт как
ненамеренное действие не допустимо. Степень воплощения этого императива в
реалях публичной жизни есть первый показатель существования Г.о. и его эффективности.
В этом плане, например, институт гражданской свободы, в его деятельном функционировании,
а еще точнее - институт прав человека есть мера социальной ответственности
в целостном функционировании социально- политического действия.
В строительстве Г.о. в современных условиях наряду с созданием зоны личной
безопасности граждан (соблюдением прав человека и гражданина, социально ответственное
и подконтрольное действие власти, гражданственность основополагающих принципов
мотивации его поведения и т.п.) на первый план выдвигается создание зоны социально-
экономической безопасности личности по отношению к государству и к противоправным
структурам.
В средства безопасности включается и обеспечение доступа к здравоохранению,
образованию, культуре, минимальные основы выбора деятельности по призванию,
в социально гарантированных компенсациях трудовых затрат с одновременным запретом
всех форм принуждения.
Гражданская компетенция - это потенциал личности, который основан на
гражданских ценностях, личностной направленности, знаниях в сфере прав и свобод
человека и гражданина и опыте гражданского поведения, приобретенных учащимися
в процессе обучения, и выражается в мобилизации гражданином полученных знаний
и опыта конкретной ситуации.
Гражданская ответственность - способность личности понимать соответствие
результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе
нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а
при несоответствии - чувство невыполненного долга.
Гражданская позиция - взгляды, представления установки и диспозиция
личности относительно условий собственной жизнедеятельности реализуемые и
отстаиваемые ею в гражданском обществе .
Гражданские качества личности - гуманизм, патриотизм, интернационализм,
толерантность, чувство долга и ответственности за свой дом, за судьбу отечества
и т.п.
Гражданский долг - всякая обязанность, вытекающая из какого - либо
юридического или нравственного обязательства, налагаемого договором, законом,
общественным мнением или совестью.
Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интерактивного
качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально,
нравственно и политически дееспособным.
Гражданское образование - это инновационное направление в педагогике,
которое нацелено на освоение подрастающим поколением ценностей и норм жизни
в условиях демократии.
Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований
о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения
этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях,
Идеология - это совокупность философских, политических, экономических,
правовых, этических, эстетических и религиозных идей, ценностей и представлений,
которые обусловлены интересами и устремлениями определенных социальных групп
и общностей, выступают по форме или по существу как выражение интересов и
потребностей всего общества и выполняют главным образом познавательную и мобилизационную
функцию.
Идея - мысль, получившая концептуальное оформление.
Личность Гражданского общества - новый человеческий тип, ориентированный
на созидание, гражданские отношения и новую духовность. Новые основы выделения
личности из массы - это самостоятельность человека, освободившегося от опеки,
способного и желающего рассчитывать на собственные силы, соревнования, следовательно,
и новые более независимые и белее деятельные отношения к сообществу равных
к себе и неравных, новой, гражданской коллективности, которую человек формирует
и которая формирует его. Условием и результатом этого развития становиться
более полное, более органичное превращения общества в гражданское целое, а
государство - в правовое и политическое единство.
Модель гражданского образования - система гражданского образования,
включающая в себя цели, задачи, направления реализации, технологии, формы
и методы.
убеждений волевых актов, побуждающих людей в своих действиях стремиться к
целям, которые мы ставим перед собой.