КОРОБОВА НИНА ПАВЛОВНА
 
  1. О себе
  2. Глоссарий
  3. Что такое гражданское образование?
  4. Современность и образование.
  5. Дилеммы
  6. Экологический проект: "Миссия".

Современность и образование.

Воспитание и образование напрямую связанны с развитием общества и явлениями происходящими в нём.
В начало нового века характеризуется обострением конфликта между деятельностью человека и возможностями Природы. В этом конфликте Человек выступает, с одной стороны как потребитель и разрушитель природной среды, а с другой - как жертва, страдающая от последствий своей же деятельности.
Человечество подошло к небывалой ступени своего развития - ступени жизни и смерти. Все земные проблемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия.
Анализируя сегодняшнюю ситуацию можно отметить ряд кризисных явлений, которые в начале нового века будут углубляться и расширяться.
Вот основные из них:
*энергетический кризис, который потребует объединения усилий учёных всего мира для поиска новых источников энергии, а также расширения уже известных месторождений и способов получении энергии.
*экологический кризис, который острее всего проявится в индустриально развитых странах, обострит проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды, В год человечество выбрасывает в виде отходов 280 - 290 миллиардов тон отходов производства, отравляя воду и воздух.
Преодоления экологического кризиса потребует мобилизации всех имеющихся средств и ресурсов мировой цивилизации.
*климатический кризис, который сопровождается глобальными изменениями климата, катаклизмами, что усиливает действие стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы.
Преодоления отрицательных последствий этих явлений потребует объединения усилий всего мирового сообщества.
*кризис перенаселения, который связан с увеличение минимум в два раза населения на земном шаре, что приведёт перенаселению освоенных территорий, нехватке продовольствия.
Преодоление этого кризиса будет связано с освоением новых территорий и наукоёмких технологий производства.

Перечисленные кризисные явления лишь отголоски более глубоких потрясений, корни которых в одном из самых главных и, пожалуй, самым страшным кризисе современного мирового сообщества - положения человека в сегодняшний цивилизации (В Обществе, семье, быту). Жизнь современного человека находится в глубоком разладе с человеческой природой, да и сам человек сегодня в разладе с Природой.
Всё это отрицательно сказывается на жизнедеятельности самого человека и на отношение между людьми.
Этот кризис проявляется в таких явлений как:
o взрыв потребления (пищевого, вещевого, зрелищного), что превращает человека - созидателя в человека - потребителя. Такое положение человека в обществе порождает следующие угрозы:
- молодое поколение растёт пленником потребленческой культуры
- наблюдается почти повальная невротизация, поэтому большая часть душевных сил уходит на защиту и заботу о себе, а на заботу о других людях их почти не остаётся.
- сегодня чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком

Перечисленные проблемы носят глобальный характер, значит и выход из этих кризисных явлений может быть только глобальным.
Возникает ряд вопросов.

Где искать выход?

С чего начать?

Каким образом это можно сделать?

Э. Фромм писал: "Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека нужно изменить общество".

Эти слова могут служить отправной точкой и стать ответами на поставленные вопросы.

   Выход надо искать в изменении общества.
   Начинать надо с воспитания Другого человека.
   Сделать это можно изменив цели и задачи образования и воспитания. 

Таким образом, самым активным участником процесса выхода из глобальных кризисов оказывается современное образование и воспитание.

Главную цель образования можно сформулировать следующим образом:
Максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетический детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники, технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
Потому воспитание должно быть нацелено на:
самовоспитание высокой гражданской позиции
самовоспитание высоких нравственных качеств
содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общество, на своё место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, который даст возможность реализовать личные жизненные планы. Для этого надо научить учащихся главному умению - умению жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.
Образование как единство обучения воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностного значимого.
Наиболее перспективной образования является концепция образования на протяжении всей жизни человека.
К реализации данной концепции школа должна готовить учащихся уже сейчас. Для этого образовательный процесс должен опираться на следующие основания:
научиться познавать (учиться)
научиться делать (работать)
научиться жить
научиться жить в ладу самим с собой.

Эти основы являются задачами современного образования, т.е. помочь учащимся научиться познавать, научиться работать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.

научиться познавать - это значит развить
интеллектуальную культуру
информационную культуру
исследовательскую культуру
культуру самоорганизации
Сформированность этих культур позволит школьнику учиться всю жизнь. Тезис "образование в течении жизни" станет реальностью.

научиться работать - это значит воспитать лидера, который способен себя реализовать в любом деле, т.к. он
o профессионал в конкретной области, формирующий у себя потребность постоянному познанию; умеющий эту потребность удовлетворит собственными силами
o умеет увидеть проблему, т.к. владеет способностью проблемно - ориентированному, критическому анализу
o умеет найти пути и средства решения найденной проблемы, т.к. он имеет широкие профессиональные знания и умения
o умеет организовать вокруг себя людей для решения пролемы
o способен сопереживать Другому человеку, стремящийся к принятию Другого и оказанию ему помощи.

научиться жить вместе - это значит воспитать коммуникативную культуру
осознать то, что Другой человек является ценностью
принять Другого
понять Другого
помочь Другому
научиться жить в ладу с самим собой - это значит обеспечить саморазвитие личности на основе само познания
o мотивация в познании (чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать)
o рефлексия
o эмоции
o действия

(Литература: Т.И. Шамова; Т.М. Давыденко.- Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.)

 

Hosted by uCoz