|
Последнее десятилетие - это декада исторических перемен. Это время формирования
гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике,
признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ему сопутствуют как
позитивные, так и негативные тенденции, которые болезненно сказываются на
молодежи, в среде которой быстрыми темпами распространяются преступность,
жестокость, насилие, бездуховность, экстремизм.
Изменения, происходящие в мире, определяют новые задачи для системы образования.
Главная задача образовательной политики - передать детям те сведения о жизни
человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями
и предпосылками для успешной самореализации личности после окончания обучения,
ее социализации. Усиление воспитательной функции образования, направленной
на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к
правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, формирование
гражданственности рассматриваются Законом "Об образовании" как базовые
направления государственной политики в области образования.
Решение этих задач невозможно без организации эффективного гражданского образования,
реализации на практике системного подхода, использования всего образовательного
арсенала в интересах достижения основных целей учебно-воспитательного процесса.
Под гражданским образованием понимается целенаправленное педагогическое воздействие
на самосознание подростков путем передачи системы знаний; развития чувства
любви к Родине, интереса к истории своего народа, законам государства; воспитания
у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирования
способности к гражданскому действию (гражданской активности).
Главная цель гражданского образования - воспитание гражданина, живущего в
демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен
обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему
демократических ценностей, а также желание участвовать в общественно-политической
жизни школы, махали, своего города или кишлака.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности
личности. Гражданская компетентность личности включает в себя совокупность
способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать
весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием
у них демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание. Например
таких как гуманизм, права и свободы человека, жизнь и здоровье человека, духовность,
семья, добрые отношения с другими людьми, взаимопонимание, милосердие и способность
к сопереживанию, справедливость, нормы морали и права, патриотизм, служение
Отечеству, культура и национальные традиции народов Узбекистана, терпимость
к другим культурам, народам, людям, демократическое устройство общества, сознательный
труд и его результаты, собственность, благоприятная экологическая среда, мир
на земле, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими
и др.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает три ступени.
На первой ступени (в начальной школе) закладываются основные моральные ценности,
нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование
представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей
своей личности и ценности других людей.
В этот период воспитываются уважение к другим людям, толерантность, чувство
солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения
конфликтных ситуаций.
Вторая ступень (среднее звено) формирует систему ценностей и установок человеческого
поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной
жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является
формирование уважения к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания
учащихся сведениями об истории Отечества, познание ими элементарных правовых
норм.
На третьей ступени (старшее звено) углубляются, расширяются знания о процессах,
происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание
философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ,
определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации.
Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности
учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права
других людей, могли создавать для себя нормы деятельности и поведения, умели
строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого
является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое
посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной
работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового
пространства школы.
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические,
правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах общества;
знания по истории и культуре Отечества и мировых цивилизаций. Специфика содержания
гражданского образования позволяет включить его в ряд школьных дисциплин гуманитарного
и естественнонаучного циклов. Эти курсы помогают школьнику успешно ориентироваться
в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой.
Через уроки граждановедческого цикла подростки приобретают опыт освоения основных
социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя,
и т.д.). На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия
людей в прошедшем и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному
мнению, толерантность, нетерпимое отношение к шовинизму и экстремизму. Школьники
учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, умению
делать выбор в сложных условиях.
Программа курсов истории Отечества и всемирной истории позволяет организовать
систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории идей прав
человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей Декларации прав
человека. В ходе изучения истории и правоведения учащиеся получают представления
о духовном развитии человека, о различии понятий "равенство" и "равноправие".
Материалы исторических курсов позволяют регулярно обсуждать вопросы о статусе
личности в рамках различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и
ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.
Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации
важнейших понятий: "мораль", "право", "законность",
"ответственность", "достоинство", "честь" и
др.
В большинстве случаев произведения, входящие в базовый уровень литературного
образования, выступают в качестве источника знаний о правах человека, о добре
и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе,
человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране
языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую
культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов,
населяющих ту или иную страду. Изучение иностранного языка позволяет глубже
понять культуру других народов, национальностей, что способствует взаимопониманию
между сообществами и народами, толерантности.
Предметы естественнонаучного цикла (биология, география, экономика) акцентируют
внимание на природных, социальных и экономических аспектах жизни общества;
на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным
последствиям; формирует у подростков чувство ответственности за мир, сохранение
окружающей среды, как в местном, так и глобальном масштабе.
Особенностью содержания гражданского образования являются воспитательные возможности
предметов, на которых происходит формирование определенных ценностей гражданского
общества. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий
знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности,
опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и' воспитание
служат единой цели - воспитанию человека с активной гражданской позицией.
Важнейшее значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное
использование новых педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный
аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию
умений и навыков, как учебных, так и гражданских.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования является перестройка
всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических
отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами - создание в школе демократического
уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу
- как:
*содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
*демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала,
*обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой,
*создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном
процессе, но и вне его;
*превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для
участников образовательного процесса;
*широкое участие учащихся в разработке и решении школьных, местных и общественных
проблем;
*создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного
процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов
групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность,
*поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни
коллектива;
*создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных
норм и
традиций), развития школьного самоуправления, моделирование в школе институтов
демократии;
*создание в школе среды самоусовершенствования и обновления;
*учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной
составляющей содержания образования и воспитания.
В основу гражданского образования положена идея полноценного участия личности
в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание
формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных
наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное
проектирование. Основная цель социального проектирования создать условия,
способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым
проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу
применения гражданских компетентностей.
В отличие от уроков, здесь нет жесткого ограничения во времени и места приложения
сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами,
реально влияющими на социальную действительность. Социальные проекты дают
учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в
ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи,
учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими
в масштабах города, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно
используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Наиболее удачными
учебными мероприятиями в этом смысле являются социальные проекты "Я -гражданин",
"Гражданский форум".
Особую важность в гражданском образовании приобретает изменение системы оценивания
учебных достижений учащихся.
Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном
процессе. Эта задача усложняется тем более, т.к. объектом оценивания становится
гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность
человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны
и человечества в целом.
Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность: знаний; умений
и навыков мышления и действия и ценностных ориентиров. Ключевым компонентом
в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает, прежде
всего, как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные
ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник
определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая
общественно-значимые задачи. Таким образом, в гражданском образовании встает
задача оценивания, в первую очередь, умений и навыков.
Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности, наряду
с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества
выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования:
интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации
и реальной жизни.
Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом: бальное
оценивание; рейтинговое оценивание; бально - рейтинговое; оценивание по системе
"зачет-незачет"; вербальное поощрение.
Оценивание гражданской демократической активности школьников может быть рассмотрено
в широком социологическом, педагогическом методическом аспектах из многообразия
форм контроля и оценок учащихся можно выделить несколько форм: тестирование,
которое направлено на выявление знаниевого компонента; задания, моделирующие
реальные жизненные ситуации, позволяющие оценить готовность учащихся применить
знания на практике; форма самооценивания учащихся в вопросах демократической
гражданственности.