КОРОБОВА НИНА ПАВЛОВНА
 
  1. О себе
  2. Глоссарий
  3. Что такое гражданское образование?
  4. Современность и образование.
  5. Дилеммы
  6. Экологический проект: "Миссия".

ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? (2004-03-25)

Последнее десятилетие - это декада исторических перемен. Это время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ему сопутствуют как позитивные, так и негативные тенденции, которые болезненно сказываются на молодежи, в среде которой быстрыми темпами распространяются преступность, жестокость, насилие, бездуховность, экстремизм.
Изменения, происходящие в мире, определяют новые задачи для системы образования. Главная задача образовательной политики - передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками для успешной самореализации личности после окончания обучения, ее социализации. Усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, формирование гражданственности рассматриваются Законом "Об образовании" как базовые направления государственной политики в области образования.
Решение этих задач невозможно без организации эффективного гражданского образования, реализации на практике системного подхода, использования всего образовательного арсенала в интересах достижения основных целей учебно-воспитательного процесса.
Под гражданским образованием понимается целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание подростков путем передачи системы знаний; развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, законам государства; воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирования способности к гражданскому действию (гражданской активности).
Главная цель гражданского образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также желание участвовать в общественно-политической жизни школы, махали, своего города или кишлака.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание. Например таких как гуманизм, права и свободы человека, жизнь и здоровье человека, духовность, семья, добрые отношения с другими людьми, взаимопонимание, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, нормы морали и права, патриотизм, служение Отечеству, культура и национальные традиции народов Узбекистана, терпимость к другим культурам, народам, людям, демократическое устройство общества, сознательный труд и его результаты, собственность, благоприятная экологическая среда, мир на земле, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими и др.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает три ступени. На первой ступени (в начальной школе) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности других людей.
В этот период воспитываются уважение к другим людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Вторая ступень (среднее звено) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания учащихся сведениями об истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм.
На третьей ступени (старшее звено) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, могли создавать для себя нормы деятельности и поведения, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах общества; знания по истории и культуре Отечества и мировых цивилизаций. Специфика содержания гражданского образования позволяет включить его в ряд школьных дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов. Эти курсы помогают школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой. Через уроки граждановедческого цикла подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя, и т.д.). На основе личностно-эмоционального осмысления опыта взаимодействия людей в прошедшем и настоящем у них формируется уважительное отношение к иному мнению, толерантность, нетерпимое отношение к шовинизму и экстремизму. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, умению делать выбор в сложных условиях.
Программа курсов истории Отечества и всемирной истории позволяет организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории идей прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей Декларации прав человека. В ходе изучения истории и правоведения учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о различии понятий "равенство" и "равноправие". Материалы исторических курсов позволяют регулярно обсуждать вопросы о статусе личности в рамках различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.
Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: "мораль", "право", "законность", "ответственность", "достоинство", "честь" и др.
В большинстве случаев произведения, входящие в базовый уровень литературного образования, выступают в качестве источника знаний о правах человека, о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.
При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих ту или иную страду. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, национальностей, что способствует взаимопониманию между сообществами и народами, толерантности.
Предметы естественнонаучного цикла (биология, география, экономика) акцентируют внимание на природных, социальных и экономических аспектах жизни общества; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям; формирует у подростков чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды, как в местном, так и глобальном масштабе.
Особенностью содержания гражданского образования являются воспитательные возможности предметов, на которых происходит формирование определенных ценностей гражданского общества. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Дополняя друг друга, обучение и' воспитание служат единой цели - воспитанию человека с активной гражданской позицией.
Важнейшее значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новых педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков, как учебных, так и гражданских.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как:
*содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
*демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала,
*обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой,
*создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
*превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;
*широкое участие учащихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
*создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности сторон образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность,
*поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
*создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных норм и
традиций), развития школьного самоуправления, моделирование в школе институтов демократии;
*создание в школе среды самоусовершенствования и обновления;
*учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания.
В основу гражданского образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.
В отличие от уроков, здесь нет жесткого ограничения во времени и места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах города, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Наиболее удачными учебными мероприятиями в этом смысле являются социальные проекты "Я -гражданин", "Гражданский форум".
Особую важность в гражданском образовании приобретает изменение системы оценивания учебных достижений учащихся.
Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача усложняется тем более, т.к. объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.
Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность: знаний; умений и навыков мышления и действия и ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает, прежде всего, как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно-значимые задачи. Таким образом, в гражданском образовании встает задача оценивания, в первую очередь, умений и навыков.
Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности, наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.
Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом: бальное оценивание; рейтинговое оценивание; бально - рейтинговое; оценивание по системе "зачет-незачет"; вербальное поощрение.
Оценивание гражданской демократической активности школьников может быть рассмотрено в широком социологическом, педагогическом методическом аспектах из многообразия форм контроля и оценок учащихся можно выделить несколько форм: тестирование, которое направлено на выявление знаниевого компонента; задания, моделирующие реальные жизненные ситуации, позволяющие оценить готовность учащихся применить знания на практике; форма самооценивания учащихся в вопросах демократической гражданственности.

 

 

Hosted by uCoz