Евдокименко Николай Леонтьевич

 
  1. Самопредставление
  2. Постоянный выбор своего решения Активные методы преподавания граждановедения
  3. Игра "Мозаика"
  4. Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений
  5. Интерактивная игра "Пожарник"
  6. Деловая игра "Предметная модель
    гражданского образования"

Постоянный выбор своего решения

Активные методы преподавания граждановедения
Американский ученый Б. Блум выделяет 6 уровней развития познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждый из них ценен сам по себе и ведет ребенка к ощутимому результату. Но всякий учитель будет стремиться к тому, чтобы на его уроке ученики освоили все ступени этой лесенки и чтобы в будущем привычка к творческому уровню работы (анализу, синтезу, оценке) была залогом и почвой новых открытий в науке, новых достижений в различных отраслях народного хозяйства и культуры. "Новые знания формируются не только простым наложением их на уже имеющиеся, но через переструктурирование всего узнанного прежде, отказе от неадекватных представлений, использовании аналогий и метафор. Успешное развитие познавательных способностей требует постановки новых вопросов, выдвижения и проверки гипотез".
Процесс развития предполагает сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса... Как же должны измениться роли преподавателей и учащихся в этом процессе? Они должны стать свободнее, что позволит им видеть мир многогранным, осознавать принятые в нем допущения, подвергать эти допущения сомнению и разрабатывать новые взгляды и подходы.

Критическое мышление
Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем чтобы выносить обоснованные суждения и решения. "Критическое" в этом контексте означает "аналитическое".
Опираясь на прочную базу российского образования (В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков и др.), группа российских и американских работников образования разработала следующее определение: критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Чтобы внедрить критическое мышление и изменить соответственно роли преподавателей и учащихся, требуются модели среды обучения (в рамках урока граждановедения), в которой учащиеся могут проводить исследования, делать открытия и осуществлять разработки. Эти новаторские методы должны акцентировать творчество, рефлективное обучение, построенные на сотрудничестве с преподавателями взаимоотношения, самостоятельность школьников в осуществлении открытий. Нужна новая техника обучения, которая выделяла бы:
- технику "размораживания" (от догмы к творчеству) предшествующих методов;
обучения (группы по проведению дискуссий, критическая постановка вопросов);
технику обучения в малых группах;
- методологию решения проблем (ситуационный анализ, игры, имитация ситуаций);
исследование многообразных перспектив (критическая постановка вопросов, споры, "мозговые штурмы");

- технику тестирования допущений, делаемых как учащимися, так и преподавателями (критические инциденты, ролевые игры);
- технику приведения обучения в соответствие с готовностью учащихся;
моделирование уроков по каждому предмету и в каждом классе;
- методы управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться с шумом, молчанием и другие техники управления классом).

В основе всех активных форм и методов преподавания лежит формирование критического мышления, так как они предполагают свободное высказывание мысли, всестороннее рассмотрение проблемы, уважение мнения собеседника и постоянный выбор своего решения на основе полученных знаний и принятых во внимание рассуждений.

Метафорическое исследование
Метод разработан в конце 50-60-х годов американским психологом У. Гордоном на основе известного метода "мозгового штурма". Основные моменты синектики таковы.
1. Первоначальная постановка проблемы.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации (учеником, учителем или экспертом).
3. Поиск способов решения проблемы (ученики предлагают различные варианты, учитель и эксперт при этом комментируют предложения).
4. Переформулирование проблемы (каждый это делает самостоятельно в соответствии со своим пониманием проблемы).
5. Совместный выбор одного из переформулированных вариантов проблемы (первоначальный вариант временно откладывается).
6. Выдвижение образных аналогий (символических и личностных).
7. "Подгонка" подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы (здесь группа определяет, решена поставленная проблема или же следует избрать новый подход, а возможно, и отложить решение на некоторое время).
"Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных, "метафорических" аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия".

Метод проектов
Проект - это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов - это не возврат к опыту 20-30-х годов, это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных качеств личности. Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Изучение этого вопроса требует делать акцент на том, что именно проектная деятельность является примером взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. И. Чечель подчеркивает, что "активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, имея в виду, что учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие задачи;
- искать пути решения, выбирая оптимальный при наличии инициативы;
- аргументировать и осуществлять выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать без подсказки;
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Деятельность в рабочих группах помогает подросткам научиться работать в команде. При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить в других (в том числе индивидуальных) условиях. Здесь формируется свой собственный аналитический взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. Подростки самым подробным образом анализируют логику, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовались 1-я логическая цепочка: интерес - выбор - успех (неудача) - рефлексия - адекватная оценка (самооценка) - рефлексия - интерес, выбор; и 2-я логическая цепочка: урок (актуализация темы, выбор тактики) - внеурочная деятельность (сбор материала, интервью, анализ, обобщение, действие) - урок (представление своей деятельности, анализ результатов, обсуждение перспектив).
Ключевым для учителя граждановедения является понятие стиля обучения. Авторитарный - серьезная проблема в демократизации школы. По мнению А. Тубельского, стиль обучения связан не только с личностными, но и с когнитивными особенностями, а значит, и с господствующим типом знания.
Проведенное в 40-е годы в Калифорнийском университете исследование Т. Адорно, Е. Френкел-Брусвика, Д. Левинсона и Р. Санфорда показало, что авторитарный синдром (чрезмерный упор на правильность родительских взглядов и ценностей, требование безусловного послушания, подкрепленное наказаниями, манипулирование ребенком) развивает в нем выраженную покорность авторитету взрослых, которая потом распространяется на авторитет любого начальника. Покорность сопровождается нерассуждающим признанием правоты лица, облеченного властью. Однако при этом имеет место сильная враждебность по отношению к взрослым или начальству. Подавляемая враждебность проявляется в переориентации агрессивных импульсов в более безопасный адрес: меньшинств, лиц, имеющих низкий общественный статус, иногда самого себя. Следовательно, гражданское образование, учитывая опыт исследований и ставя своей задачей воспитание в подростке гражданского творчества, активности и ответственности, а не бездумного послушания, должно исключать авторитаризм как педагогическое условие и как самостоятельную ценность. Любая активная созидательная деятельность ребенка на уроке должна поощряться и анализироваться с позиции уважения к его личности и понимания того, что ученик имеет право на ошибку.

Для учителя граждановедения всякая ситуация (положительная или отрицательная) является благодатной в обучающем плане, и поэтому все "педагогические провокации" имеют право быть на уроке как методический прием, вызывающий творческое противодействие.
"Поводы к сообщению фактов может представлять самое противоречие ребенка, на которое не отвечать может наставник только по лености или по трусости своей, а никак не по разумному убеждению. Вы заставляете вашего воспитанника сделать что-нибудь, он говорит, что сделать этого нельзя, - а вы ему покажите, КАК это сделать. Он сам что-нибудь хочет совершить, а вы говорите, что это невозможно, и спрашиваете его, как он хотел бы исполнить свое намерение. Он рассказывает свои мечтательные планы, вы последовательно и подробно доказываете неисполнимость его предприятия. И в этом одном столько представляется вам прекрасных поводов передать ребенку множество верных, живых сведений. И поверьте, что ребенок сумеет понять ваши объяснения и принять их к сведению". Намеренное "запутывание" подростка в его рассуждениях заставляет ставить под сомнение то, что казалось бесспорным, искать более убедительные аргументы, позволяет точнее сформулировать свою идею, а возможно, и отказаться от прежней точки зрения и прийти к иному взгляду или компромиссу - это тоже хороший результат включенности в работу.


В системе гражданского образования и воспитания на уроке целесообразно использовать диалоговые, активные и интерактивные методы преподавания. Сама речь ученика на уроке представляет главную ценность и материал для работы. Значимо и то, что учитель должен вести разговор, не боясь сомневаться и искать истину вместе со своими воспитанниками, включая их в диалог, индивидуальный, парный, в общий тренинг, ролевые игры, предлагая ситуации для поиска оптимального решения, применяя на уроке работу в учебных группах.
Сравнительная характеристика двух парадигм управления школой:
Административная:
руководство
вертикальное взаимодействие
фиксированные роли
персональная ответственность
автократическое взаимодействие
высказывание оценки
статус
экономность
контроль
сила
Демократическая:
политическое лидерство
круговое
гибкие роли
разделенная ответственность
сотрудничество
совместное оценивание
авторитет
эффективность
доверие
усиление других

Участвующая модель демократии предполагает, что демократичность в отношении, например, учебной программы может проявляться не только в форме советов, но и в форме открытых дискуссий учителей и учеников, когда для учителя становится морально невозможным "продавливать" свою точку зрения, не убеждая школьников. Собственно педагогический подход состоит в том, что участие учеников в школьной жизни должно начинаться при помощи учителя и становиться все более независимым.
Демократический климат для учеников. Способы его выражения
к слабоуспевающим ученикам относятся с уважением;
учителя обсуждают учеников как личностей;
ученики доверяют ученикам свои секреты;
ученики могут предложить учителю выслушать их внимательнее и быть непредвзятым;
учителя верят свидетельствам учеников;
важнейшие решения принимаются с участием учеников в обсуждении;
при возможности выбора ученики выберут эту школу;
в школе есть дух "мы";
новые ученики принимаются доброжелательно;
школа поощряет скорее независимое и творческое поведение, нежели конформное;
ученики и учителя знают о правах детей;
ученики с проблемами получают дополнительную помощь;
ученики не боятся заходить в кабинет директора;
учитель демонстрирует то поведение, которое они ожидают от учеников;
ученики имеют возможность разрабатывать новые школьные правила;
учителя советуются с учениками по поводу изменений в обучении.

Демократический климат для учителей:
учителя одного предмета с уважением относятся к учителям других предметов;
учителя гордятся своей школой;
если кто-то не согласен, он не молчит;
учителя знают, что их идеи и предложения будут рассмотрены;
об обсуждении важных решений учителя узнают до, а не после;
учителя знают, что их предложения будут рассмотрены;
учителя интересуются тем, что происходит вне школы;
неодинаковость учителей и разница во мнениях воспринимаются как достоинство школы;
новые учителя встречаются дружелюбно;
поощряется инновационная и независимая работа учителей, а не конформизм;
администрация помогает учителям учиться принимать решения, но понимает, что не все хотят
в этом участвовать;
учителя понимают, как в школе принимаются решения;
учителя обращаются за поддержкой к ученикам и к администрации в трудных ситуациях.


Hosted by uCoz