Евдокименко Николай Леонтьевич
|
Постоянный выбор своего решения
Активные методы преподавания граждановедения
Американский ученый Б. Блум выделяет 6 уровней развития познавательных способностей:
знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждый из них ценен
сам по себе и ведет ребенка к ощутимому результату. Но всякий учитель будет
стремиться к тому, чтобы на его уроке ученики освоили все ступени этой лесенки
и чтобы в будущем привычка к творческому уровню работы (анализу, синтезу,
оценке) была залогом и почвой новых открытий в науке, новых достижений в различных
отраслях народного хозяйства и культуры. "Новые знания формируются не
только простым наложением их на уже имеющиеся, но через переструктурирование
всего узнанного прежде, отказе от неадекватных представлений, использовании
аналогий и метафор. Успешное развитие познавательных способностей требует
постановки новых вопросов, выдвижения и проверки гипотез".
Процесс развития предполагает сотрудничество между всеми участниками образовательного
процесса... Как же должны измениться роли преподавателей и учащихся в этом
процессе? Они должны стать свободнее, что позволит им видеть мир многогранным,
осознавать принятые в нем допущения, подвергать эти допущения сомнению и разрабатывать
новые взгляды и подходы.
Критическое мышление
Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а разумное
рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем чтобы выносить обоснованные
суждения и решения. "Критическое" в этом контексте означает "аналитическое".
Опираясь на прочную базу российского образования (В. Давыдов, Д. Эльконин,
Л. Занков и др.), группа российских и американских работников образования
разработала следующее определение: критическое мышление - это способность
анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода,
с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным
ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить
новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы,
принимать независимые продуманные решения.
Чтобы внедрить критическое мышление и изменить соответственно роли преподавателей
и учащихся, требуются модели среды обучения (в рамках урока граждановедения),
в которой учащиеся могут проводить исследования, делать открытия и осуществлять
разработки. Эти новаторские методы должны акцентировать творчество, рефлективное
обучение, построенные на сотрудничестве с преподавателями взаимоотношения,
самостоятельность школьников в осуществлении открытий. Нужна новая техника
обучения, которая выделяла бы:
- технику "размораживания" (от догмы к творчеству) предшествующих
методов;
обучения (группы по проведению дискуссий, критическая постановка вопросов);
технику обучения в малых группах;
- методологию решения проблем (ситуационный анализ, игры, имитация ситуаций);
исследование многообразных перспектив (критическая постановка вопросов, споры,
"мозговые штурмы");
- технику тестирования допущений, делаемых как учащимися, так и преподавателями
(критические инциденты, ролевые игры);
- технику приведения обучения в соответствие с готовностью учащихся;
моделирование уроков по каждому предмету и в каждом классе;
- методы управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться
с шумом, молчанием и другие техники управления классом).
В основе всех активных форм и методов преподавания лежит формирование критического мышления, так как они предполагают свободное высказывание мысли, всестороннее рассмотрение проблемы, уважение мнения собеседника и постоянный выбор своего решения на основе полученных знаний и принятых во внимание рассуждений.
Метафорическое исследование
Метод разработан в конце 50-60-х годов американским психологом У. Гордоном
на основе известного метода "мозгового штурма". Основные моменты
синектики таковы.
1. Первоначальная постановка проблемы.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации (учеником, учителем
или экспертом).
3. Поиск способов решения проблемы (ученики предлагают различные варианты,
учитель и эксперт при этом комментируют предложения).
4. Переформулирование проблемы (каждый это делает самостоятельно в соответствии
со своим пониманием проблемы).
5. Совместный выбор одного из переформулированных вариантов проблемы (первоначальный
вариант временно откладывается).
6. Выдвижение образных аналогий (символических и личностных).
7. "Подгонка" подходов к решению или готовых решений к требованиям,
заложенным в постановке проблемы (здесь группа определяет, решена поставленная
проблема или же следует избрать новый подход, а возможно, и отложить решение
на некоторое время).
"Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность
строится как принципиально совместная; обсуждение и отбор эмоционально-образных,
"метафорических" аналогий ведется в обстановке тесного межличностного
взаимодействия".
Метод проектов
Проект - это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз
какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов - это не возврат к
опыту 20-30-х годов, это дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных
качеств личности. Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная
не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых
(порой и путем самообразования). Изучение этого вопроса требует делать акцент
на том, что именно проектная деятельность является примером взаимосвязи урочной
и внеурочной деятельности. И. Чечель подчеркивает, что "активное включение
школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать
новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Самое сложное
для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно
удержаться от подсказок. В основе проектирования лежит присвоение новой информации,
но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать,
моделировать, имея в виду, что учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие задачи;
- искать пути решения, выбирая оптимальный при наличии инициативы;
- аргументировать и осуществлять выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать без подсказки;
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Деятельность в рабочих группах помогает подросткам научиться работать в команде.
При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического
мышления, которому трудно научить в других (в том числе индивидуальных) условиях.
Здесь формируется свой собственный аналитический взгляд на информацию. Школьники
свободны в выборе видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже
неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение.
Подростки самым подробным образом анализируют логику, объективные и субъективные
причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. Понимание ошибок
создает мотивацию к повторной деятельности. Задача педагога заключается в
том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовались 1-я логическая цепочка:
интерес - выбор - успех (неудача) - рефлексия - адекватная оценка (самооценка)
- рефлексия - интерес, выбор; и 2-я логическая цепочка: урок (актуализация
темы, выбор тактики) - внеурочная деятельность (сбор материала, интервью,
анализ, обобщение, действие) - урок (представление своей деятельности, анализ
результатов, обсуждение перспектив).
Ключевым для учителя граждановедения является понятие стиля обучения. Авторитарный
- серьезная проблема в демократизации школы. По мнению А. Тубельского, стиль
обучения связан не только с личностными, но и с когнитивными особенностями,
а значит, и с господствующим типом знания.
Проведенное в 40-е годы в Калифорнийском университете исследование Т. Адорно,
Е. Френкел-Брусвика, Д. Левинсона и Р. Санфорда показало, что авторитарный
синдром (чрезмерный упор на правильность родительских взглядов и ценностей,
требование безусловного послушания, подкрепленное наказаниями, манипулирование
ребенком) развивает в нем выраженную покорность авторитету взрослых, которая
потом распространяется на авторитет любого начальника. Покорность сопровождается
нерассуждающим признанием правоты лица, облеченного властью. Однако при этом
имеет место сильная враждебность по отношению к взрослым или начальству. Подавляемая
враждебность проявляется в переориентации агрессивных импульсов в более безопасный
адрес: меньшинств, лиц, имеющих низкий общественный статус, иногда самого
себя. Следовательно, гражданское образование, учитывая опыт исследований и
ставя своей задачей воспитание в подростке гражданского творчества, активности
и ответственности, а не бездумного послушания, должно исключать авторитаризм
как педагогическое условие и как самостоятельную ценность. Любая активная
созидательная деятельность ребенка на уроке должна поощряться и анализироваться
с позиции уважения к его личности и понимания того, что ученик имеет право
на ошибку.
Для учителя граждановедения всякая ситуация (положительная или отрицательная)
является благодатной в обучающем плане, и поэтому все "педагогические
провокации" имеют право быть на уроке как методический прием, вызывающий
творческое противодействие.
"Поводы к сообщению фактов может представлять самое противоречие ребенка,
на которое не отвечать может наставник только по лености или по трусости своей,
а никак не по разумному убеждению. Вы заставляете вашего воспитанника сделать
что-нибудь, он говорит, что сделать этого нельзя, - а вы ему покажите, КАК
это сделать. Он сам что-нибудь хочет совершить, а вы говорите, что это невозможно,
и спрашиваете его, как он хотел бы исполнить свое намерение. Он рассказывает
свои мечтательные планы, вы последовательно и подробно доказываете неисполнимость
его предприятия. И в этом одном столько представляется вам прекрасных поводов
передать ребенку множество верных, живых сведений. И поверьте, что ребенок
сумеет понять ваши объяснения и принять их к сведению". Намеренное "запутывание"
подростка в его рассуждениях заставляет ставить под сомнение то, что казалось
бесспорным, искать более убедительные аргументы, позволяет точнее сформулировать
свою идею, а возможно, и отказаться от прежней точки зрения и прийти к иному
взгляду или компромиссу - это тоже хороший результат включенности в работу.
В системе гражданского образования и воспитания на уроке целесообразно использовать
диалоговые, активные и интерактивные методы преподавания. Сама речь ученика
на уроке представляет главную ценность и материал для работы. Значимо и то,
что учитель должен вести разговор, не боясь сомневаться и искать истину вместе
со своими воспитанниками, включая их в диалог, индивидуальный, парный, в общий
тренинг, ролевые игры, предлагая ситуации для поиска оптимального решения,
применяя на уроке работу в учебных группах.
Сравнительная характеристика двух парадигм управления школой:
Административная:
руководство
вертикальное взаимодействие
фиксированные роли
персональная ответственность
автократическое взаимодействие
высказывание оценки
статус
экономность
контроль
сила
Демократическая:
политическое лидерство
круговое
гибкие роли
разделенная ответственность
сотрудничество
совместное оценивание
авторитет
эффективность
доверие
усиление других
Участвующая модель демократии предполагает, что демократичность в отношении,
например, учебной программы может проявляться не только в форме советов, но
и в форме открытых дискуссий учителей и учеников, когда для учителя становится
морально невозможным "продавливать" свою точку зрения, не убеждая
школьников. Собственно педагогический подход состоит в том, что участие учеников
в школьной жизни должно начинаться при помощи учителя и становиться все более
независимым.
Демократический климат для учеников. Способы его выражения
к слабоуспевающим ученикам относятся с уважением;
учителя обсуждают учеников как личностей;
ученики доверяют ученикам свои секреты;
ученики могут предложить учителю выслушать их внимательнее и быть непредвзятым;
учителя верят свидетельствам учеников;
важнейшие решения принимаются с участием учеников в обсуждении;
при возможности выбора ученики выберут эту школу;
в школе есть дух "мы";
новые ученики принимаются доброжелательно;
школа поощряет скорее независимое и творческое поведение, нежели конформное;
ученики и учителя знают о правах детей;
ученики с проблемами получают дополнительную помощь;
ученики не боятся заходить в кабинет директора;
учитель демонстрирует то поведение, которое они ожидают от учеников;
ученики имеют возможность разрабатывать новые школьные правила;
учителя советуются с учениками по поводу изменений в обучении.
Демократический климат для учителей:
учителя одного предмета с уважением относятся к учителям других предметов;
учителя гордятся своей школой;
если кто-то не согласен, он не молчит;
учителя знают, что их идеи и предложения будут рассмотрены;
об обсуждении важных решений учителя узнают до, а не после;
учителя знают, что их предложения будут рассмотрены;
учителя интересуются тем, что происходит вне школы;
неодинаковость учителей и разница во мнениях воспринимаются как достоинство
школы;
новые учителя встречаются дружелюбно;
поощряется инновационная и независимая работа учителей, а не конформизм;
администрация помогает учителям учиться принимать решения, но понимает, что
не все хотят
в этом участвовать;
учителя понимают, как в школе принимаются решения;
учителя обращаются за поддержкой к ученикам и к администрации в трудных ситуациях.