Захожая Нина Николаевна

 
  1. О себе
  2. Педагогичекая мастерская "Интеллектуально-творческое развитие детей"
  3. Работа классного руководителя по развитию и поддержке интеллектуально-творческих способностей учащихся
  4. Диагностика экологической культуры учащихся

Диагностика экологической культуры учащихся

1.1. Недописанные тезисы
1. На выявление индивидуального смысла о природе, её компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах:
* "Природа - это…"
* "Природа состоит из…"
* "Для меня природа…"
* "В жизни человека природа…"
* "Человек и природа…"
* "Современное состояние природы.."
* "Экологическими проблемами являются…"
* "Природа даёт человеку…"
* "Экологические проблемы Беларуси…"
* "Решение экологических проблем зависит…"
* "Охранять природу - значит…"

2. На выявление отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы:
* "Человек относится к природе…"
* "Я отношусь к природе…"
* "Я люблю природу за то, что…"
* "Я люблю бывать на природе.."
* "В природе мне нравится…"
* "Любить природу - значит…"
* "Природа даёт мне…"
* "Моё отношение к природе…"
* "Основная ценность природы для меня состоит в…"
* "Ценность природы для человека состоит в…"
* "Природа прекрасна…"
* "Общение с природой даёт мне…".
3. На выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе:
* "Моё отношение к природе обусловлено…"
* "Я люблю природу, так как…"
* "Я люблю бывать на природе, потому что…"
* "Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…"
* "Когда я собираю ягоды и грибы в лесу, я думаю о…"
* "Когда я рву цветы на лугу, я не задумываюсь о…"
* "Когда я вижу, что кто-то ломает ветку на дереве, то…"
* "Я убеждён, что человек должен относиться к природе…"
* "В существующих экологических проблемах виновен…".
4. На выявление индивидуального смысла о экологической культуре человека, компонентах экологической культуры:
* "Экологическая культура человека - это…"
* "Экологическая культура человека представляет…"
* "Ответственно относиться к природе - это значит…"
* "Моя экологическая культура…"
* "Экологическая культура складывается…"
* "Знание человеком природы позволяет ему…"
* "Основными правилами поведения человека в природе являются…"
* "Проявляя заботу о природе, я умею…"
* "Свою деятельность по охране природы я оцениваю как…"
* "Моя деятельность по охране природы заключается в…".


2.2. Ранжирование.
Методика 1. Экологическая культура.
Цель. Выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношений.
Задание. Расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека:
* система экологических знаний;
* практические экологические умения;
* владение правилами поведения в природе;
* потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы;
* интерес к экологическим проблемам;
* убеждённость в необходимости ответственно относиться к природе.
Методика 2. Экологическая деятельность.
Цель. Выявление направленности личности в экологической деятельности.
Задание. Расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела:
* участие в экологических митингах4
* работа на даче;
* туристические походы;
* забота о домашних животных;
* выпуск экологической газеты;
* оформление стенда о природе, её охране;
* изготовление скворечника;
* участие в конкурсе "Природа и фантазия";
* экскурсии в природу, по экологической тропе;
* чтение книг о природе.
Методика 3. Отношение к природе.
Цель. Выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.
Задание. Перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на ваше отношение с природой:
* непосредственное общение с природой;
* чтение книг о природе;
* уроки биологии, географии, физики и т.д.
* посещение музеев (краеведческих, художественных);
* участие в практических делах по охране природы;
* телевизионные передачи;
* кинофильмы о природе;
* беседы и лекции о природе, её охрана.
Методика 4. Интерес к природе.
Цель. Выявление спектра интересов детей к природе.
Задание. Ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие ваш интерес к природе:
* сбор ягод, грибов, цветов и т.д.;
* получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
* безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;
* купание, загорание;
* рисование пейзажа;
* помощь природе в её охране;
* пение на природе;
* игры на природе;
* нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;
* исследовательская деятельность в природе.
Методика 5. Ценность природы.
Цель. Выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, её компонентов.
Задание. Расположите по степени значимости для себя, за что вы цените природу:
* природа - источник знаний;
* природа даёт представление о прекрасном в жизни;
* природа даёт человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;
* природа даёт человеку древесину;
* природа - источник вдохновения, творчества для человека;
* природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека;
* природа - это главное богатство народа, страны.
Методика 6. Экологические знания.
Цель. Выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определённых групп знаний.
Задание. Расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:
* знания о живом мире;
* знания о растениях;
* знания о человеке;
* знания об экологических проблемах;
* знания о взаимодействии человека и природы;
* знания о явлениях природы;
* знания о цветах;
* знания о лекарственных травах;
* знания об эволюции природы;
* знания о возможных видах деятельности человека в природе.

Анкеты.
Методика 1.
Анкета на определение уровня экологической культуры подростков, старшеклассников
1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему? ______________________________________

2.Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается? ________________________________

3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, Беларуси _________________________________________

4. Что такое природа?_______________________________

5. Что такое экология?_______________________________

6. Что такое охрана природы? _________________________

7. Каковы правила поведения человека в природе?________________________________________

8. Какую ценность имеет природа для человека, вас лично? ___________________________________________________

9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой? __________________________________________

10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в вашей школе? ___________________________________________________

11. Что Вы сделали и что смогли бы ещё сделать полезного по защите природы? ___________________________________________________
12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность? ___________________________________________________

13. Какой поступок ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы? ___________________________________________________

14. Что, по вашему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы? ________________

15. Какими принципами должен руководствоваться человек по отношению к природе? _______________________________________________
16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры:
- имею низкий уровень;
- имею средний уровень;
- имею высокий уровень;
- затрудняюсь определить.


Методика 2.
Охранная грамота природы (анкета на выявление интереса к экологическим проблемам, уровня экологических знаний)

1. Что такое природа? ___________________________________________________
2. Что значит охранять природу? ____________________________________________________
3. Для кого человек должен охранять природу? ____________________________________________________
4. От кого человек должен охранять природу? ____________________________________________________
5. Что такое Международная Красная Книга? ____________________________________________________
6. Что означает красный цвет Красной Книги? ____________________________________________________
7. Какого цвета страницы имеет Международная Красная Книга? ___________________________________________________
8. Какие животные, обитающие на территории Беларуси, занесены в Международную Красную Книгу? ___________________________________________________
9. Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий? ____________________________________________________
10. Какие заповедники расположены на территории Беларуси? ____________________________________________________
11. Назовите экологические проблемы мира? Беларуси? ____________________________________________________
12. Что называют лёгкими планеты? Почему? ____________________________________________________
13. Правильно ли делить растения и животных на полезных и вредных? ____________________________________________________
14. Что лично ты можешь сделать для охраны природы? ____________________________________________________

Методика 3.
Отношение к природе и её охране (среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор "+")

1. Как вы относитесь к природе?
А-бережно.
Б-ответственно.
В-безразлично.
Г-с любовью.
Д-неопределённо.
2. Чем обусловленно ваше отношение к природе? ____________________________________________________
3. 3. Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?
А-транспорт.
Б-промышленность.
В-сельское хозяйство.
Г-деятельность человека.
Д-атомные электростаниции.
4. Кто, на ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?
А-правительство.
Б-министерство охраны природы.
В-каждый человек.
Г-специалисты в области охраны окружающей среды.
Д-партия "зелёных".
Е-наука.
5. Существует ли, по вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?
А-да.
Б-скорее да, чем нет.
В-скорее нет, чем да.
Г- нет.
6. Каковы главные проблемы охраны природы? ______________________________________________
7. Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы _______________________________________________
8. На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?
А-=руководителях промышленных предприятий.
Б-министерствах.
В-каждом конкретном человеке.
Г-учёных.
Д-системе образования.
9. Что, на ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?
А-страх за своё собственное будущее, за всё живое на земле.
Б-стремление сохранить всё многообразие на земле.
В-здоровье будущих поколений.
Г-осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы.
Д-желание сохранить красоту окружающей нас природы.
10. Хотели бы вы, чтобы ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природы? ____________________________________________________


Hosted by uCoz