Захожая Нина Николаевна

 
  1. О себе
  2. Педагогичекая мастерская "Интеллектуально-творческое развитие детей"
  3. Работа классного руководителя по развитию и поддержке интеллектуально-творческих способностей учащихся
  4. Диагностика экологической культуры учащихся

Работа классного руководителя по развитию и поддержке интеллектуально-творческих способностей учащихся

Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева - морально-психологические качества личности выпускника школы.
Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура школы и класса создаёт необходимые условия для того, чтобы её выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.
Развитие одарённости и креативности у детей до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти неуправляемым. Сегодня положение резко изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения и воспитания. Развитие таких детей в школе происходит по нескольким направлениям: развитие творческих способностей и общих интеллектуальных. Под общими интеллектуальными способностями понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры. Под творческими же способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике (Н.К.Винокурова). В связи с этим в школьной практике есть смысл не только не разводить эти два направления, а работать в направлении их интеграции в одно - интеллектуально-творческое.
Известный советский психолог С.Л.Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность индивида выделить в ситуации существенные свойства и привести своё поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова. Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное - определить круг реальных учебных возможностей, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Как построить работу в этом направлении:
1. изучить особенности в учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в учебной деятельности.
2. на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами-предметниками определить методы, приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
3. коррекция.
Для этого можно предложить алгоритм создания "интеллектуального паспорта класса":
1. учебные интересы класса.
2. отношение учащихся к процессу учения и к отдельным учебным предметам.
3. степень работоспособности и организованности класса.
4. степень развитости общеучебных умений и навыков детей.
5. уровень интеллектуального развития учащихся класса.
6. степень осознания учащимися класса необходимости интеллектуально-творческого развития.
Эта деятельность будет успешной при реализации принципов личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, которые определяют специфику педагогического анализа воспитательной работы классного руководителя. При личностно-ориентированном подходе акцент в аналитической деятельности делается на такие аспекты, как:
ў развитие личности ребёнка;
ў становление и проявление индивидуальных особенностей школьников;
ў личностные достижения учащихся;
ў формирование в классе и школе благоприятной среды для развития учащихся;
ў функционирование системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.
В плане воспитательной работы классного руководителя должно просматриваться моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нём. Эта модель предполагает совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются:
ў образ учащегося класса;
ў образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нём деятельности, общения и отношений;
ў представление о внешних связях и отношениях класса;
ў место и роль класса в школьном сообществе.
Исходя из выше сказанного, возможно построить такую образовательную систему, которая способствовала бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, где бы актуальным стал лозунг "Школа для каждого".
Задача сводится к приспособлению к уровню развития каждого ученика и переводу его на более высокий уровень развития (воспитанность и обученность).
В любой деятельности можно целенаправленно формировать способности, для этого лишь необходимо создать условия и мотивировать школьника на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование.
Развитие способностей должно быть систематическим, сознательным, постепенно усложняющимся, достаточно трудным, но посильным, должно быть связано со стремлением, опирающимся на потребность ученика получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявленные в анализе промежуточных результатов, на постоянном переводе ребёнка из зоны его актуального в зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяет завтрашний день ребёнка, его реальные возможности, способности, творческий потенциал.
Непрерывный процесс творческого развития личности ребёнка включает в себя несколько этапов (по Н.П.Капустину).
этап1. Вхождение в "творчество"
ступень 1-4 классы
направление Создание у школьников представлений о творческой деятельности
Задача педагога, классного руководителя Обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу.
Критерии результативности Сформированность этих умений на начальном этапе обеспечит проявление их возможностей на последующих этапах обучения.
этап 2.Начало "творчества"
ступень 5-9 классы
направление Накопление учащимися умений самостоятельно получать знания и организовывать свою деятельность на основе развития их познавательных интересов.
Задача педагога, классного руководителя Формирование умений конспектировать, слушать лекции, готовиться к самостоятельным работам, писать рефераты, творческие сочинения, прививать навыки исследовательской творческой деятельности.
Критерии результативности Уровень готовности учащихся к саморегуляции и рефлексии. Введение разнообразных специальных курсов гуманитарного, естественнонаучного, технического направлений, обучают учебную ориентацию и способствуют пробуждению интеллектуального и творческого потенциала.
этап3. "Творчество".
ступень 10-11 классы
направление Ориентирует образовательный процесс на развитие готовности к личностному, профессиональному и мировоззренческому самоопределению, настойчивости и волевых усилий в поисках истины и её осмысления.
Задача педагога, классного руководителя Формирование потребности учащихся в творческой и интеллектуальной деятельности способствуют индивидуальные программы саморазвития учащихся. Программы разрабатываются на основе диагностики реальных достижений школьников. В программы вносятся коррективы в соответствии с данными диагностики и мониторинга способностей учащихся.
Критерии результативности Способность учащихся к саморазвитию, определению, самовоспитанию.

В обобщающей диагностике пользуются методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности: художественно-эстетической, трудовой, учебной и т.д. Педагог создаёт условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность. Например, если классному руководителю необходимо выявить трудовые и эстетические установки, он может использовать любые творческие задания. (После экскурсии можно поставить задачу - написать очерки, стихи, нарисовать картину и т.д.). Жанр, который ученики выбрали, может свидетельствовать об их интересах, содержание работ - раскрыть отношение к жизни, к людям, эмоционально-оценочный мир учеников. В такой деятельности обязательно должны быть отмечены лучшие работы. Если такая творческая деятельность учеников не эпизодична, то у классного руководителя может вырисоваться ещё одно интересное направление в работе с одарёнными учащимися - создание выставки работ одного ученика.
Движение ребёнка по ступеням творческого развития выстраивается на основе адаптивной образовательной системы. Фиксируют этот рост все участники образовательного процесса: сам ученик, его родители, учителя-предметники, классный руководитель, узкие специалисты, одноклассники. Творческий рост возможен там и тогда, когда происходит взаимное приспособление системы к ученику и ученика к системе в школе, а в социуме - среда помогает ребёнку усвоить новые образцы поведения, культуры, соответствующие повышенным требованиям самой среды.
Классный руководитель призван фиксировать малейшие изменения в ребёнке, в индивидуальной программе его развития. Подобная программа даёт возможность всем, кто имеет отношение к воздействию/взаимодействию на него в плане положительного влияния (определяет в первую очередь ученик и классный руководитель) распознать его индивидуальные особенности, учесть интересы, проявляющиеся способности, соотнести принимаемые педагогические меры с реальными условиями его жизни и развития. Такая программа является прогнозом развития и воспитания, а не регламентом действий педагогов (Н.Н.Яковлева).
Программа развития - симбиоз двух процессов: обучения и воспитания. Это и информация о формировании личности ребёнка (уровне сформированности у него определённых личностных качеств), а также степени и уровня обученности (овладение знаниями, умениями, которые дают ему возможность развить природные склонности, возможности, интересы). Программа должна сопровождаться системой психолого-педагогических рекомендаций по развитию тех качеств личности школьника, которые обеспечивают ему успехи в образовании и самоопределении.
В индивидуальной программе развития школьника предполагаются следующие разделы:
1. краткая характеристика уровня обученности и воспитанности;
2. ведущие субъекты воспитания и обучения;
3. каналы положительного влияния;
4. потенциально и реально негативные каналы влияния, пути минимизации подобного влияния;
5. способности ребёнка;
6. своеобразие и уникальность его личности;
7. перспективы развития;
8. помощь ребёнку в самовоспитании и коррекция характера и общения;
9. помощь ребёнку в его социализации;
10. помощь ребёнку в его интеллектуальном и творческом росте;
11. констатация творческих и интеллектуальных достижений.
Образовательная программа для одарённых детей должна быть направлена на достижение нескольких целей:
1) Должна предусматривать степень и меру самораскрытия одарённых учащихся.
2) Границы успехов и достижений для каждого из них могут меняться в разные периоды времени.
3) Удовлетворение потребностей в новой информации.
4) Коммуникативная адаптация; в ходе обучения ребёнок должен совершенствовать свои умения общения, выполняя свои представления об изучаемом предмете в письменной или устной форме.
5) Помощь им в самовыражении; большое значение здесь имеет развитие оценочного мышления, критического осознания окружающей действительности, способности самостоятельно производить операции выбора.
6) Самопрезентация в отношениях; отношения сами по себе являются обобщением, усвоением способов реагирования на определённые ситуации, представлением себя в позитивном виде.
За период обучения ребёнка в школе будут происходить изменения в его личностном и творческом развитии. Эти изменения фиксируются в программе и корректируется дальнейшая индивидуальная работа.
Индивидуальные программы воспитания предполагают, что их реализация происходит как в процессе индивидуального общения педагогов с ребёнком, его родителями, так и в воспитательной работе, проводимой со всем классом. А в классе общаются и учатся дети с различным уровнем умственного, психического, физического, эстетического развития. В связи с этим классному руководителю необходимо владеть разнообразными методами и приёмами воспитательной работы.
В программе анализа воспитательного процесса в классе в разделе "Анализ развития учащихся класса" нужно отразить следующие аспекты:
1. воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать какие факторы повлияли на это в большей мере).
2. развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
3. уровень знаний, умений, навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить в динамике).
4. изменения в потребностно-мотивационной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления "новых" потребностей школьников и т.п.).
5. сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
6. изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной, экологической, физической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге - развитие культуры жизненного самоопределения).
7. успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.
8. учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения, наиболее действенные приёмы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
Из этих общих направлений выбирается и анализируется информация по каждому отдельному ученику класса и вносится в его индивидуальную программу развития.
Для организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся классному руководителю можно порекомендовать составить "Карту организации творческой деятельности класса". Подобная карта предполагает наличие следующих форм и содержания деятельности: предметные недели и месячники, творческие мастерские, педагогические мастерские, творческие объединения учащихся, временные творческие коллективы, научно-практическое общество, конференции, разработка средств наглядности, работа с одарёнными учащимися по индивидуальным программам, олимпиады, подготовка и защита проектов, турниры, концерты, творческие вечера, конкурсы и т.д.

Литература

1. Дереклеева Н.И. Направления работы классного руководителя в современных условиях: Методическое пособие.- Мн.: Бестпринт, 1999.- 64с.
2. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие /Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 128с.
3. Сргеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. -М.: Педагогическое общество России, 2001.- 256с.
4. Школьный интеллектуальный марафон /М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 2000.- 160с.
5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. -М.: Педагогическое общество России, 2001. - 56с.
6. Яковлева Н.Н. Воспитательная работа в школе.- Мн.: НИО, 1997.- 80с.

Hosted by uCoz