Захожая Нина Николаевна

 
  1. О себе
  2. Педагогичекая мастерская "Интеллектуально-творческое развитие детей"
  3. Работа классного руководителя по развитию и поддержке интеллектуально-творческих способностей учащихся
  4. Диагностика экологической культуры учащихся

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Оборудование

ў Аудитория с количеством стульев по количеству участников
ў Стулья расставлены по кругу (лицом в круг)
ў Магнитофон, кассеты
ў Плакаты с высказываниями по аудитории развешаны на стенах
ў Листы цветной бумаги ( красный, синий, жёлтый, зелёный) поместить в четырёх углах
ў Бумага для каждого участника, ручки или карандаши
ў Раздаточный материал для каждого участника

Перед началом выбрать аналитическую группу из числа участников или оговорить положение о том, кто будет выполнять следующую работу.
Аналитическая группа/деятельность
1. фиксирует все аспекты обсуждаемой проблемы.
2. В случае необходимости развести положительные и отрицательные суждения участников.
3. По мере накопления результатов сделать вывод.
4. Оформить результаты обобщения.
5. По мере необходимости оглашать выводы.

Ведущий задаёт принципы взаимодействия участников на всё время работы группы, ведущий комментирует их.

Принципы взаимодействия

* ПОЛИЛОГ (любая точка зрения имеет право на существование)

* ДИАЛОГ (умение слушать и слышать, воспринимать человека таким , какой он есть)

* МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (не просто трансляция, но выполнение мыслительных действий)

* СМЫСЛОТВОРЧЕСТВО (индивидуальность через свой смысл)

* САМОРАЗВИТИЕ (возможность проявить себя и развить)

* РЕФЛЕКСИЯ (готовность посмотреть на себя со стороны).


Технология "Смыслотворчества".

При определении сущности смыслотворчества как педагогического явления можно опираться на толкование этого термина философами, психологами.
Понятие "ТВОРЧЕСТВО" трактуется в Толковом словаре русского языка как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. В философской литературе творчество определяется как процесс человеческой деятельности, созидающий нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Всесторонне исследуют сущность творчества психологи. Л.С.Выготский характеризует творчество как такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, независимо будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира, известным построением ума или чувства. Психолог А.В.Петровский подчёркивает, что творчество является деятельностью результат который - создание новых ценностей.
Творческий процесс в свою очередь - это реорганизация имеющегося опыта или формирование на его базе новых комбинаций.
Творчество выступает как механизм продуктивного развития, решающим признаком творческого мышления является эффект новизны.
Вывод: ТВОРЧЕСТВО - процесс специфической, оригинальной, осуществляемой по своему индивидуальному замыслу (не по образцу, не по шаблону) человеческой деятельности, результатом которой является создание качественно нового, новых материальных и духовных ценностей.

Таким образом, мы с вами сейчас включаемся в творческий процесс, продуктом которого будет приращение новых знаний или приведение к некоемому результату имеющихся по проблеме работы с одарёнными и интеллектуально-творческими детьми, а также презентация формы работы с педагогическими кадрами в виде творческой мастерской с элементами активных форм работы.

Задание.
ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ОПРЕДЕЛИТЕ ТО, КОТОРОЕ БЛИЖЕ ДРУГИХ К ВАШЕМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КРЕДО.

1. Нация, стремящаяся к расцвету и возрождению, должна позаботиться об истинных своих талантах.

2. Умный учится всю жизнь, дурак всю жизнь поучает. П.Железнов.

3. Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных --опытом, невежественных - необходимостью… Цицерон.

4. Кто хочет достичь цели, должен знать её.

5. Побеждать - глупейшее занятие. Не победить, а убедить - вот что достойно славы. В.Гюго.

6. Помните, что каждый человек намного больше интересуется своими потребностями и проблемами, чем вами и вашими проблемами.… Имейте это в виду, начиная разговор с кем угодно. Д.Карнеги.

7. Чтобы быть интересным, будь интересующимся.

8. Хочешь быть умным, научись разумно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. И.Лафатер.


Распределитесь по аудитории так, чтобы стало ясно к какому высказыванию вы ближе всего.

Хочешь быть умным, научись разумно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. И.Лафатер.

Чтобы быть интересным, будь интересующимся.

Помните, что каждый человек намного больше интересуется своими потребностями и проблемами, чем вами и вашими проблемами… Имейте это в виду, начиная разговор с кем угодно. Д.Карнеги.


Побеждать - глупейшее занятие. Не победить, а убедить - вот что достойно славы. В.Гюго.


Кто хочет достичь цели, должен знать её.

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных --опытом, невежественных - необходимостью… Цицерон.

Умный учится всю жизнь, дурак всю жизнь поучает. П.Железнов.

Нация, стремящаяся к расцвету и возрождению, должна позаботиться об истинных своих талантах.

В четырёх углах развешены таблички разного цвета (красного, синего, зелёного и жёлтого).
ПО ХОДУ ЗАНЯТИЯ ВАМ ПРИДЁТСЯ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ЧТО-ТО ЗАПИСЫВАТЬ И ОБОСНОВЫВАТЬ, ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО АУДИТОРИИ И ТОЖЕ ОБОСНОВЫВАТЬ ВАШ ВЫБОР…КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ПРИДЁТСЯ АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙЦСТВОВАТЬ.
ВАМ ТАК ЖЕ БУДУТ ПРЕДЛОЖЕНЫ НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ НА МЕСТАХ.

ТЕХНОЛОГИЯ "АЛЛИТЕРАЦИЯ ИМЕНИ"
Участники сидят в кругу или можно разбить на группы по 5-6 человек.
АЛЛИТЕРАЦИЯ -дополнительная характеристика к имени на ту же букву, с которой начинается имя (Ирина искренняя, Татьяна трепетная…).
Задание.
В течение 2-3х минут придумайте аллитерацию своего имени. Желательно, чтобы она отражала индивидуальность, особенность личности участника взаимодействия. Представьте себя всем присутствующим.
Руководитель начинает с себя.
-ХОЧУ ПРЕДСТАВИТЬ ВАМ ------- и передаёт ЭСТАФЕТУ.(карандаш, открытку и.д..)

Данная технология способствует:
Создание благоприятной, конструктивной обстановки, атмосферы в отношениях участников педагогического процесса, установление между ними взаимопонимания.
Процессуальной основой занятия является "коммуникативная атака", организуемая ведущим для оперативного включения слушателей в совместную деятельность, во взаимодействие.

Отвечая на следующий вопрос, нужно переместиться в то место, где имеется обозначение соответствующего цвета.

Задание - вопрос

КОГО СЧИТАТЬ ОДАРЁННЫМ?

ў УЧЕНИКИ, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. - КРАСНЫЙ
ў БЫСТРЕЕ ДРУГИХ ВОСПРИНИМИЮТ МАТЕРИАЛ И ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАЮТ. - СИНИЙ
ў ОТЛИЧАЮТСЯ НЕСТАНДАРТНЫМ МЫШЛЕНИЕМ, ХОРОШЕЙ ПАМЯТЬЮ. - ЗЕЛЁНЫЙ
ў ИМЕЮТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, МОГУТ ВЫПОЛНЯТЬ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ, ЗАДАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ. - ЖЁЛТЫЙ


Вопрос

КАКОЕ ВРЕМЯ ДНЯ У ВАС САМОЕ ПРОДУКТИВНОЕ?

ў УТРО------------ЗЕЛЁНЫЙ
ў ПОЛДЕНЬ-----ЖЁЛТЫЙ
ў ВЕЧЕР----------СИНИЙ
ў НОЧЬ-----------КРАСНЫЙ

Вопрос

ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ЦВЕТ, КОТОРЫЙ НАИБОЛЕЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ЭТОТ ЦВЕТ?


Вопрос

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ВЫСКАЗЫЫВАНИЕМ О ТОМ, ЧТО
ОДАРЁННОСТЬ - ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ СОЧЕТАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ УСПЕШНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ДА----------------НЕ ЗНАЮ НЕТ

Обоснуйте ваш ответ

Рензулли разработал трёх-кольцевую модель одарённости, в ней 3 пересекающихся компонента это-
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
2. МОТИВАЦИЯ (УВЛЕЧЁННОСТЬ)
3. Допишите свой вариант ответа

Аналитическая группа записывает варианты ответов и считает близкие к нужному варианту ответы.

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Это понятие ввёл Дж.Гилфорд, им также была конкретизирована концепция креативности, а творческие способности включены в многофакторную модель структуры интеллекта.
Айзенк высказывал мысль о том, что креативность есть компонент общей умственной одарённости. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечёт их преобразование в связи с требованиями задачи.
Итак, ОДАРЁННОСТЬ, как многофакторное образование, включает: креативность и индивидуальные особенности мотивации.

Вопрос

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЛУЧШЕ ИСКАТЬ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ?

ў В 2-3 ГОДА--------------КРАСНЫЙ
ў В 3-4 ГОДА--------------СИНИЙ
ў В 8-12 ЛЕТ---------------ЗЕЛЁНЫЙ
ў В 14-16 ЛЕТ-------------ЖЁЛТЫЙ
Прокомнтируйте ваш выбор ответа


Одарённых детей необходимо искать в дошкольном возрасте (Выготский С.Л., Венгер Л., Роджерс К.) т.к. это период наибольшей активности детей, период добывания знаний об окружающей действительности в процессе игры и межличностных отношений. В это время они проявляют много способностей, которые хорошо показывают их интеллектуальные и творческие возможности и даже особенности социальной одарённости. Дети с высоким уровнем развития способностей обнаруживают их уже в возрасте 2-3 лет. Они отличаются необычностью. Способности ими не осознаются, и лишь в школе при сравнении себя с другими детьми они осознаются. Один из самых ярких показателей одарённости в этом возрасте - это время, в течении которого ребёнок концентрируется на одном занятии. Ещё одна черта - всепоглощающее любопытство. Разнообразие интересов, склонность начинать несколько дел одновременно браться за слишком сложные задачи. Им характерно громадное упорство при реализации своих интересов. Они добиваются в своих начинаниях результатов, и иногда и успехов. Ещё один дар - это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные непривычные связи между явлениями и событиями. Эти связи составляют основу творчества и изобретательства.
Исследования свидетельствуют, что одарённый ребёнок уже в возрасте 3-5 лет способен самостоятельно ставить вопросы и выделять проблемы в отношениях до нового и неведомого. К 3-4 годам эти дети считают, читают, они испытывают нужду в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям больше, чем игрушкам. В 8-12 лет - находить внутренние, внешне не заданные элементы и отношения.
Этих детей отличает широта восприятия, они очень любопытны, они остро чувствуют происходящее в окружающем их мире, активно исследуют всё окружающее, имеют большой словарный запас, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Однако, им недостаёт эмоциональной стабильности. Особенно в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты. Нередко им свойственно негативное самовосприятие, трудности в общении со сверстниками.
Их также отличает стремление преуспеть.
Их отличает высокая потребность в эмоциональном комфорте, независимости, признание собственной значимости. Они опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше чем другие видят, слышат, чувствуют в тех же условиях. Они могут следить за несколькими событиями одновременно. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых, и обычно приписывают его чуму-то, что они сами совершили. Они переживают глубоко социальную несправедливость и остро реагируют на неё, тонко замечают детали и отрицательные поступки, т.е. они отличаются высокой чувствительностью во взаимодействиях.
Кроме того, они менее озабочены порядком и организацией работы, у них более темпераментная натура. Их эмоциональная зрелость и тонкие высказывания, часто язвительные или ироничные неадекватно воспринимаются окружающими.
Учителя часто оценивают их как выскочек, истеричных, упрямых. Сопротивление их репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость. Но одарённые дети не хотят работать с заданиями на репродуктивном уровне, и педагогу тяжело понять реакцию ученика, если ему навязывают готовые решения.
Но это не конфликтность с его стороны, т.е. одарённый ученик не только быстро выполняет задание, более быстро адаптируется до педагогических воздействий, он смотрит дальше своего окружения, сам создаёт условия своего труда. Кроме того, в творческой деятельности возможен естественный выход положительных эмоций, которые необходимы для поисковой деятельности и созидания.
У одарённых детей есть и некоторые неприятные черты: одна из них - стремление прервать собеседника. Они схватывают мысль налету и стремятся продемонстрировать своё понимание. Вторая черта - привычка поправлять других, т.е. они стремятся быть первыми.


Вопрос
КАКИЕ ЖЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ, ЧТОБЫ ФОРМИРОВАТЬ И РАЗВИВАТЬ У РЕБЁНКА ВЫСОКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?

Задание. Запишите самое главное на Ваш взгляд условие.

Группа анализа. Записывает ответы, которые не повторяются.

1. У каждого человека можно сформировать любые способности (т.е. способности определяются, прежде всего, программой, которая была сформирована у человека в детстве).
2. Важным фактором развития одарённости является социально-культурная среда: сообщает ребёнку законы всеобщего взаимодействия, меру и границы их самостоятельной интерпретации, способы преодоления ситуаций опасности, трудности, сложности.
3. Образовательная среда, как фактор развития одарённости: "гибкость внутреннего акта, зоркость в восприятии, точность в описании и мышлении…, ибо истинная образованность есть сила созерцания и зрелость суждения".

Учёными подчёркивается, что способности, ни одарённость сами по себе ещё не обеспечивают успех в деятельности. Они являются лишь предпосылкой для достижения успеха, в то же время и любая продуктивная деятельность является основной предпосылкой развития способностей. Однако, одно лишь трудолюбие без задатков не может дать гения. Наследственность имеет большое значение для развития способностей, но с другой стороны, сами по себе задатки не означают, разовьются ли способности. Это зависит от социальных условий развития.
Человек в своём развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Но эти периоды кончаются, и, если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный для неё период (сензитивный), то затем её развитие чрезвычайно затруднено. Нельзя думать, что ребёнок сможет наверстать упущенное.
Каждый период детства вносит свой вклад в формирование способностей. В основном до 5 лет формируются интеллектуальные возможности личности. В это время происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создаёт условия, благоприятные для развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных. Второй этап - это развитие специальных способностей, которое продолжается ещё в старших классах школы. Их развитию помогают игры, затем учебная и трудовая деятельность. Игры дают первоначальный толчок к развитию способностей, в них развивается целый комплекс способностей.
Не всякая деятельность, в которую включается ребёнок, формирует и развивает его способности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей. Эта зона "ближайшего развития" по Выготскому. Важно организовать деятельность так, чтобы ребёнок преследовал цели, всегда немножко превосходящие его личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

К.Роджерс определил следующие факторы, развивающие личность ребёнка. Внимательно прочитайте их, проанализируйте и дополните своими мыслями..
Группа анализа. Собрать дополнения и создать ПАМЯТКУ.

Факторы, развивающие личность ребёнка (по К.Роджерсу)

1. Наличие у ребёнка чувства уверенности в том, что его принимают в его окружении, понимание и эмпатийность;
2. Успехи в деятельности соответствуют его возможностям;
3. Осуществление индивидуальных потребностей в воспитании и развитии, проявление гибкости, вариативности;
4. Облегчение детям самовыражения и саморегуляции, предоставление возможности проявлять творческие способности в тех видах деятельности, которые им нравятся, вызывают позитивные эмоции;
5. Поддержание познавательных увлечений;
6. Создание возможностей для всесторонней деятельности и взаимоотношений детей в группе, где ставятся цели, происходит обмен информацией, обостряются интересы;
7. Принятие внутреннего мира ребёнка и его значимости;
8. Безоценочное отношение (источник оценивания находится внутри ребёнка и не со стороны.

Технология "Заверши фразу…"

Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить предложенную фразу:
-Я ПРИЕХАЛ СЮДА…
-Я НАДЕЮСЬ, ЧТО…
-МНЕ БУДЕТ, ЧТО…
ведущий может предложить продолжить одну фразу или передвигаясь от участника к участнику менять фразу.

Hosted by uCoz