ШЕЛОПУХО ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ
|
Проблемы гражданского воспитания
Проблема воспитания гражданина своего Отечества - это не только проблема
школы, это проблема всего современного общества. Переломная эпоха, в которую
нам, учителям, приходится говорить о нравственных ценностях подрастающему
поколению, оставила педагога один на один с воспитанником, не вооружив его
(педагога) конкретными знаниями и умениями гражданского воспитания. Ещё более
острой проблемой современной школы является расхождение, несоответствие идеалов
и норм поведения самого общества. Треугольник: школа - семья - улица превратился
в нарицательный образ "лебедя, рака и щуки", где каждый тянет воз
в свою сторону. Итог известен. Говоря словами классика: "Воз и нынче
там". Весьма похожа ситуация в нашем обществе. В школе мы, педагоги,
говорим о вещах, которые подрастающее поколение просто не воспринимает всерьёз.
Как бы это и ни обидно звучало, авторитет школы как института воспитания в
глазах учеников очень и очень низкий. Современного молодого человека воспитывает
улица и средства массовой информации. О роли СМИ говорить можно бесконечно.
Проблема современных СМИ в том, что они не просто информируют человека о событиях,
но и дают весьма определённую и однозначную оценку происходящему, причём оттенок
этой оценки зависит от того, чьими устами эта информация преподносится. И
здесь уже чётко прослеживается определённый заказ на то мнение, которое выгодно
определённой группе контролирующих СМИ лиц.
Изменилась и роль семьи в воспитании подрастающего поколения. Если раньше
семья была важнейшим институтом воспитания, то в настоящее время она "осложняет
воспитание полноценного семьянина, труженика и гражданина" (1). Зачастую
нравственные идеалы, которые несёт школа, искажаются родителями, подрывая
авторитет школы, значимость слова учителя, доверие к нему.
И в такой ситуации, наверно, прав Н.И.Пирогов, который писал, что "...если
ограниченность ума и недостаток образования отцов препятствует им осуществить
эти стремления, то не обязано ли общество и государство, с своей стороны ...помогать
к достижению этого всецелого, всестороннего развития способностей и добрых
склонностей ребёнка..."(2). Похоже, что именно государство, а не семья,
не общество сегодня формирует социальный заказ на воспитание гражданина. Примером
этой монополии воспитания может служить появление ряда государственных документов,
определяющих основные направления и содержание воспитания гражданина в Беларуси
(Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Программа
воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь и др.), создание
благоприятных условий для подготовки педагогических кадров, издание методических
пособий и выход экспериментальных программ по гражданскому образованию и воспитанию,
расширение совместных образовательных Проектов по определению цели, задач
и методов гражданского воспитания и образования.
Нести же идеи гражданского воспитания поручено вновь той же школе, учреждениям
внешкольного образования и воспитания, а также детским и молодёжным организациям
и объединениям. Вот и превращается наша система воспитания гражданина в пустую
отметку в плане воспитательной работы классного руководителя. Не потому, что
эта работа не ведётся, а лишь по той простой причине, что она не эффективна.
Именно поэтому возникает необходимость в создании комплексной программы по
гражданскому воспитанию, целенаправленной работе всех институтов воспитания
(и в первую очередь семьи и школы), осознания обществом важности этого дела.
И самое главное, обучить самого учителя методам воспитания гражданина.
Литература:
1. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.
2. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч., с.172-177.