ШЕЛОПУХО ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

 
  1. Творческий портрет
  2. Программа курса "Гражданская культура"
  3. Проблемы гражданского воспитания

Проблемы гражданского воспитания

Проблема воспитания гражданина своего Отечества - это не только проблема школы, это проблема всего современного общества. Переломная эпоха, в которую нам, учителям, приходится говорить о нравственных ценностях подрастающему поколению, оставила педагога один на один с воспитанником, не вооружив его (педагога) конкретными знаниями и умениями гражданского воспитания. Ещё более острой проблемой современной школы является расхождение, несоответствие идеалов и норм поведения самого общества. Треугольник: школа - семья - улица превратился в нарицательный образ "лебедя, рака и щуки", где каждый тянет воз в свою сторону. Итог известен. Говоря словами классика: "Воз и нынче там". Весьма похожа ситуация в нашем обществе. В школе мы, педагоги, говорим о вещах, которые подрастающее поколение просто не воспринимает всерьёз. Как бы это и ни обидно звучало, авторитет школы как института воспитания в глазах учеников очень и очень низкий. Современного молодого человека воспитывает улица и средства массовой информации. О роли СМИ говорить можно бесконечно. Проблема современных СМИ в том, что они не просто информируют человека о событиях, но и дают весьма определённую и однозначную оценку происходящему, причём оттенок этой оценки зависит от того, чьими устами эта информация преподносится. И здесь уже чётко прослеживается определённый заказ на то мнение, которое выгодно определённой группе контролирующих СМИ лиц.
Изменилась и роль семьи в воспитании подрастающего поколения. Если раньше семья была важнейшим институтом воспитания, то в настоящее время она "осложняет воспитание полноценного семьянина, труженика и гражданина" (1). Зачастую нравственные идеалы, которые несёт школа, искажаются родителями, подрывая авторитет школы, значимость слова учителя, доверие к нему.
И в такой ситуации, наверно, прав Н.И.Пирогов, который писал, что "...если ограниченность ума и недостаток образования отцов препятствует им осуществить эти стремления, то не обязано ли общество и государство, с своей стороны ...помогать к достижению этого всецелого, всестороннего развития способностей и добрых склонностей ребёнка..."(2). Похоже, что именно государство, а не семья, не общество сегодня формирует социальный заказ на воспитание гражданина. Примером этой монополии воспитания может служить появление ряда государственных документов, определяющих основные направления и содержание воспитания гражданина в Беларуси (Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь и др.), создание благоприятных условий для подготовки педагогических кадров, издание методических пособий и выход экспериментальных программ по гражданскому образованию и воспитанию, расширение совместных образовательных Проектов по определению цели, задач и методов гражданского воспитания и образования.
Нести же идеи гражданского воспитания поручено вновь той же школе, учреждениям внешкольного образования и воспитания, а также детским и молодёжным организациям и объединениям. Вот и превращается наша система воспитания гражданина в пустую отметку в плане воспитательной работы классного руководителя. Не потому, что эта работа не ведётся, а лишь по той простой причине, что она не эффективна. Именно поэтому возникает необходимость в создании комплексной программы по гражданскому воспитанию, целенаправленной работе всех институтов воспитания (и в первую очередь семьи и школы), осознания обществом важности этого дела. И самое главное, обучить самого учителя методам воспитания гражданина.


Литература:

1. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.
2. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч., с.172-177.

Hosted by uCoz