ШЕЛОПУХО ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ
|
Программа курса "Гражданская культура"
(X - XI классы)
Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Пояснительная записка
Данный курс раскрывает когнитивный компонент гражданской культуры, включающий
в себя знание основных моральных категорий и законодательной базы своей страны,
основных международных документов в области прав человека.
Цель: сформировать базисные знания об обществе и о том, как оно функционирует
на основании изучения Конституции Республики Беларусь и деятельности социальных
институтов, а также раскрыть имеющиеся отношения в повседневной жизни человека
(законы, права, обязанности).
Основными задачами курса являются:
- усвоение детьми знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности
реализовывать их в повседневной жизни;
- развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности;
- формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотима;
- воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нём;
- формирование ответственности за судьбу Отечества.
Построение курса трёхступенчатое:
1 ступенька - отношение ребёнка к семье,
2 ступенька - воспитание любви к "малой" родине,
3 ступенька - Отечество, общество, страна.
По окончании курса учащиеся должны знать основные положения Конституции РБ,
иметь представление о гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского
общества, осознавать свои права и обязанности, ощущать свою защищённость не
только внутри своей страны, но и в мире.
Курс расчитан на 18 часов. Рекомендован для изучения в профильных экономико-правовых
классах.
Программа курса
№ | Тема | Основное содержание |
Кол-во часов
|
1 | Введение. | Структура и основные понятия курса. Документы, регламентирующие жизнь гражданского общества. |
1
|
2 | Мама, папа и я - вместе дружная семья. | История моей семьи - часть истории страны. Генеалогическое дерево. Отношения в семье: взаимные права и обязанности. |
2
|
3 | Жизнь в школе. | Школа - организованное сообщество. Правила внутреннего распорядка. Школа - место, где получают информацию, где формируется личность, где учатся жить в обществе. Традиции школы. История школы. |
2
|
4 | Ребёнок - личность, имеющая права и обязанности. | Права и обязанности в Международной конвенции прав ребёнка. |
1
|
5 | Я - гражданин. | Конституция РБ. Права и обязанности гражданина. Патриотизм. Законы. Законопослушность. |
3
|
6 | Гражданское общество и политическая система в Беларуси. | Политическая система РБ. Социальные институты. Принципы функционирования гражданского общества. Атрибуты государственности. |
2
|
7 | Экологические проблемы и природоохранная деятельность. | Основной круг экологических проблем в РБ. ответственность по отношению к природному окружению. Меры по улучшению состояния окружающей среды. |
2
|
8 | Отношение к другим нациям и мировым делам. | Беларусь в системе международных отношений. Солидарность. Беларусь на международной спортивной арене. РБ и международные организации. Потребность отстаивать интересы страны в мире. |
2
|
9 | Будущее Беларуси. | Перспективы развития гражданского общества в РБ. Ответственность гражданина за судьбу Отечества, за порядок в стране, за обеспечения мира и безопасности. |
2
|
10 | Рефлексия. | Диагносика уровня сформированности гражданственности у подростков. |
1
|
Рекомендуемая литература:
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
2. Конституция Республики Беларусь.
3. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь//Настаунiцкая
газета.-№21.-2000.
4.Международная конвенция о правах ребёнка.
5. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь//Праблемы
выхавання.-№4.-2001.