КРАСНОВСКАЯ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

 
  1. Профессиональная карта методиста
  2. Учебно-тематический план спецкурса "Гражданское образование в современной школе"
  3. Приём и формы курсовых занятий как одно из условий развития рефлексивно-мыслительной культуры педагога в системе повышения квалификации
  4. Идеология столичного образования как важнейшее условие воспитания нравственных ориентиров участников педагогического процесса
  5. Современные подходы к подготовке учителя географии как условие реализации его творческого потенциала. Скачать Скачать

 

Идеология столичного образования как важнейшее условие воспитания нравственных ориентиров участников педагогического процесса.

Цель: определить перспективные направления деятельности учреждения образования по созданию системы идеологической и идейно-воспитательной работы.
Задачи:
- определить качественные и количественные параметры (показатели) идеологической и идейно-воспитательной работы учреждения образования.
- выявить методы, формы и средства педагогического влияния ни духовно-нравственное развитие личности учащегося.
- разработать оптимальные направления реализации идеологии образования учебного заведения.

Примерные направления деятельности педколлектива по подготовке к педагогическому совету

Методическая работа
Изучение нормативных документов и рекомендации Министерства образования РБ по вопросам воспитательной работы (см. список литературы).
1. Методическая учеба для классных руководителей "Воспитательная роль классного руководителя
в контексте реализации положений Концепции и Программы воспитания детей и молодежи в РБ".
2. Семинар для учителей по актуальным проблемам государственной политики.
3. Семинар-практикум "Постановка воспитательных целей урока и способы их реализации"
4. Лекция "О современном характере идеологии".

Работа с учащимися

1. День знаний.
2. День белорусской письменности.
3. Информационные часы по актуальным вопросам внутренней и внешней
политики: викторины, информационный ринг, конкурсы эрудитов, пресс-
конференции, встречи с интересными людьми, дискуссии.
4. Классные часы:
- "Страна, в которой мне хотелось бы жить"
- "Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности"
- "Можно ли быть свободным без ответственности"
- "Памятные даты моей страны"
- "Обычаи и традиции моей страны"
- "Герб моей семьи. Каким он может быть?"
5. Организация подписки на периодическую печать, праздники газет и журналов.
6. Конкурс проектов "Я - гражданин Республики Беларусь", "Я- минчанин".
7. Школа лидерства для членов детских и молодежных общественных организаций.
8. Вечера вопросов и ответов, встречи с депутатами, представителями органов государственного
управления и местных органов власти.
9. Конкурс сочинений "Моя семья в истории государства"'.
10. Работа школьного пресс-центра.
11. Конференция старшеклассников и учителей "Роль идеологии в формировании мировоззренческой позиции личности".
12. Экскурсии по историческим достопримечательностям "Узнай свои город сам и расскажи другому'". '
13. Молодежные акции ко Дню пожилых люден. Дню матери, Международному дню инвалидов.

Работа с родителями

1. Родительские собрания "Культурные ценности семьи и их значение для ребенка".
2. Родительские конференции "Нравственные законы семьи - нравственные законы жизни".
3. Организация совместного досуга родителей и детей: спортивные праздники, туристические слеты, экскурсии, приуроченные к наиболее важным событиям в жизни государства и общества.
4. Вечера вопросов и ответов для родителей "Закон и ответственность".
5. Родительский ринг "Активная гражданская позиция: как я это понимаю?".
6. Привлечение родителей к работе с детьми в 6-й школьный день.

Материалы дли мониторинга "нравственных приоритетов школьников

Методика неоконченных предложений
Продолжить предложения:

Добро - это... Открытость - это...
Зло-это... Подлости - это....
Любовь - это... Совесть - это...
Ненависть - это... Наглость - это...
Дружба - это... Порядочность - это...
Враждебность - это... Право - это...
Честность - это... Обязанность-это...
Хитрость - это...  

Если учащиеся не могут объяснить понятие, необходимо организовать работу по изучению понятий в различных нетрадиционных внеклассных мероприятиях (игровые и ролевые ситуации, дискуссии и т.д.)

Ранжирование понятий
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:

Друзья Родина
Профессия Деньги
Слава Квартира
Семья Любовь
Богатство Талант
Здоровье Способности
Общение  

После того, как учащиеся класса провели ранжирование понятий, станут ясны те проблемы, которые нуждаются в решении. И во время проведения классных часов по проблемам нравственности можно попытаться эти проблемы решить.

Проблемное поле педсовета

* Готовность учителей к нравственному воспитанию, глубокое понимание ими сущности, содержания и основных направлений идеологической и идейно-воспитательной работы в зависимости от возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
* Место и роль истории и курса "Человек. Общество. Государство" в формировании у школьников основ государственной идеологии.
* Деятельностный подход в работе классного руководителя по формированию нравственных ориентиров учащихся.
* Становление гражданской позиции школьника через участие в работе детских и молодежных общественных организаций.
* Критерии и показатели эффективности идейно-нравственного воспитания старшеклассников.
* Приобщение к национальному и культурному наследию, традициям и обычаям в семейном воспитании.
* Идеология воспитания и роль учителя в учебно-воспитательном процессе.

Вопросы для круглого стола:

1. Удовлетворены ли Вы уровнем сформированности нравственной направленности личности учащихся? Обоснуйте свое мнение.
2.Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать? Какие ценности должны быть положены в основу деятельности учителя?
3. Какова миссия образовательного учреждения сегодня? Чего хотят от школы дети и их родители? Как. Подготовить детей к вступлению в самостоятельную жизнь в новых социально-экономических условиях.

Литература, рекомендуемая для подготовки к педсовету:
1. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент: Доклад Президента А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. "Советская Белоруссия"пт28.03.2003..
2. U совершенствовании организации воспитательной работы. Методические рекомендации."Настауніцкая газета". 13 мая 2003.
3. Концептуальные основы работы с детьми, учащемися и студенческой молодежью.
Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов.
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.
Об организации методической учебы классных руководителей в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.
Зб.нармат.дак. М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь.2003..№ 7.
4. Гражданское воспитание (из опыта работы школы-семинара "Инновационные методы обучения в гражданском образовании".Мн. 2000.
5. Бабосов Е. О современном характере идеологии. ,7 Беларуская думка.№6.С.26-35.
6. Высоцкий А..Идеи живут в нас. // Беларуская думка. №8. С.49-54.
7. Лелешко Б. "Пробуксовка" на полустанке. // Беларуская думка. №8.. С.55-59.
8. Дерекдеева Н.И. Классный руковолитель Основные направления деятельности. М., 2001.
9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М. 2003.
10. Щуркова H.F. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997
11. Щуркова П.Е. Когда урок воспитывает. М., 1981.

Глоссарий
Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития человека и общества, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой ставим. //Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент: Доклад Президента А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. "Советская Белоруссия" от 28.03.2и03.
Идеология образования - система фундаментальных идей и взглядов на роль образования в жизни общества, его цели и пути их достижения. В своем содержании зависит от обшей идеологической ориентации, характера философских и социально-политических воззрений, исповедуемых теми или иными лицами, социальными группами, организациями, общественными движениями или партиями // Онушкин В.Г.. Огарев Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии. -- Санкт-Петербург, Воронеж. 1995
Воспитанность - интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных... знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств. Реализуемых в деятельности.
Ценность - то, что значимо для человеческой жизни на земле. Что обеспечивает счастье жизни как условие жизни: абстрагированное обобщенное явление жизни, способствующее развитию и процветанию общественной жизни: в индивидуальном проявлении -- то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого он не мыслит себе собственной жизни.
Функциональная грамотность умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности (гражданской, правовой, финансовой, компьютерной, информационной, языковой) Стефановская Г. \ Педагогика: наука и искусство. М. "Совершенство" 199S

Информационно -методическое обеспечение
1. Сделать подборку нормативных документов, методической, педагогической литературы и публикаций прессы.
2. Разработать анкеты, опросники по печению ценностных ориентации, интересов потребностей учащихся.
3. Составить рекомендации по определению воспитательных задач урока.
4. Составить программы наблюдении уроков и внеурочных мероприятий с целью выявления воспитательных целей и форм, методов, средств воспитательного потенциала занятий.
5. Разработать тематику и примерное содержание молодежных акции БРСМ и КРПО.
6 Разработать сценарии праздников, совместных мероприятий учащихся с родителями.
7. Составить банк интерактивных форм идейно-воспитательной работы.

Внутришкольный контроль
Изучить состояние и содержание наглядной агитации, государственной символики (стендов, информационных бюллетеней н т.д.) и их использование в учебно-воспитательной работе.
1. Определить роль детских и молодежных общественных организации в формировании социальной активности школьников.
2. Отследить степень реализации учителями-предметниками воспитательных возможностей урока.
3. Изучить роль классных и информационных часов в формировании активной гражданской позиции, информационной и нравственной культуры.
4. Использование возможностей столичного города для ознакомления учащихся с традициями и культурой белорусов и приобщения их к национальному наследию.

Основные подходы к определению воспитательных задач урока
- вычленение стержневых понятий, идей как целостной системы социально-политических, философских, экономических знаний.
- определение воспитательных возможностей содержания конкретного учебного материала.
- четкое формулирование воспитательных задач урока и планирование порядка работы над учебным материалом, обеспечивающим их решение.
- организация на уроке полного цикла активном познавательной деятельности школьников.
- обеспечение краткости и информационной емкости изучаемого материала.
- ориентация на систему уроков, в ходе которых будет осуществляться комплексный подход к решению поставленных воспитательных задач.

Тематическое посещение уроков. Программы наблюдения.
Первая цель:
Определить насколько глубоко и правильно использует учитель возможности урока для формирования научного мировоззрения учащихся.
Программа:
1. Определить, в какой мере реализовано требование научной содержательности урока.
2.Оценить эффективность тех элементов урока, которые преследовали цели формирования мировоззрения.
3.Установить, в какой мере урок способствовал развитию общественной активности и гражданской зрелости учащихся.
Вторая цель:
Определить, какие приемы использует учитель для развития у школьников интеллектуальных, коммуникативных, эстетических чувств и социальных переживаний, собственных позиций и взглядов. Программа:
1. Выделил ли учитель в содержательном материале урока объекты изучения, имеющие отношение к морально-этической сфере.
2. Обеспечил ли учитель нравственную среду, духовный контакт и взаимопонимание.
3. Созданы ли были учителем ситуации выбора, побуждающие к определению собственных взглядов.
4 Opганизованы ли на уроке этические ситуации, которые способствуют укреплению нравственных норм и традиций, превращению их в личностно- значимые ценности.


Hosted by uCoz