КРАСНОВСКАЯ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА

 
  1. Профессиональная карта методиста
  2. Учебно-тематический план спецкурса "Гражданское образование в современной школе"
  3. Приём и формы курсовых занятий как одно из условий развития рефлексивно-мыслительной культуры педагога в системе повышения квалификации
  4. Идеология столичного образования как важнейшее условие воспитания нравственных ориентиров участников педагогического процесса
  5. Современные подходы к подготовке учителя географии как условие реализации его творческого потенциала. Скачать Скачать

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН спецкурса
"Гражданское образование в современной школе"

№п/п Содержание
Кол-во часов
Лекции
Практ.
Всего
1 Гражданское образование: зарубежный опыт, проблемы развития
2
--
2
2 Суть, цели, принципы гражданского образования
4
--
4
3 Формирование гражданина в деятельности учителя-предметника и в деятельности классного руководителя
4
--
4
4 Приемы и методы интерактивного обучения по гражданскому образованию
--
8
8
  Всего:
10
8
18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном белорусском обществе сейчас происходит чрезвычайно сложный трансформационный процесс, природу которого еще предстоит надлежащим образом осмыслить.
Проблемы общества усилили негативные тенденции среди молодежи. В связи с этим формирование грамотного гражданина становится одной из приоритетных задач современного образования.
Именно поэтому внимание педагогическое общественности все более привлекает система воспитания, обозначаемая термином "гражданское образование".
Предлагаемый модуль, рассчитанный на 18 часов, поможет ответить на вопрос, как в нынешних условиях формировать юных граждан.
Цель - формирование у слушателей профессиональной грамотности в сфере гражданского образования школьников.

I. Тема: Гражданское образование: зарубежный опыт, проблемы развития
Лекция: 2 часа
Цель: познакомить педагогов с зарубежным опытом гражданской образования
П. Тема: Суть, цели, принципы гражданского образования
Лекция: 4 часа
Цель: усвоение содержания понятия "гражданское образование", определение его сущности, цели и принципов Термин "гражданское образование".
Цели гражданского образования:
- социокультурные цели;
- интеллектуальные и критические цели;
- практические цели.
Гражданское образование как учебный предмет. Гражданское образование в Беларуси.
III. Формирование гражданина в деятельности учителя-предметника и в деятельности классного руководителя
Лекция: 4 часа
Цель: познакомить педагогов с особенностями реализации гражданского образования в деятельности учителя-предметника и в деятельности классного руководителя.
Гражданское образование и гражданское воспитание: общее и различие.
Содержание предметного образования и формирование гражданина. Технология планирование деятельности учителя-предметника по гражданскому образованию школьников. Спецкурсы, факультативы, кружковая работа как способ реализации гражданского образования.
Технология планирования деятельности классного руководителя по гражданскому образованию школьников. Формирование навыков цивилизованного разрешения конфликтов во внеклассной воспитательной работе.
Развитие школьного самоуправления как фактор гражданского образования школьников.
IV. Приемы и методы интерактивного обучения
по гражданскому образованию
Деловая игра: 8 часов
Цель: содействовать овладению современных технологий в гражданском образовании школьников.
Термин "гражданские компетенции".
Личностно-ориентированные технологии в гражданском образовании школьников. Активные методы общения и воспитания в гражданском образовании

Тема: Приемы и методы интерактивного обучения по гражданскому образованию.
Деловая игра - 8 часов.
Цель: содействовать овладению современных приемов и методов интерактивного обучения школьников в гражданском образовании.
Вступительное слово.
Термин "гражданские компетенции".
Интерактивные методы.
Личностно-ориентированные технологии в гражданском образовании школьников. Активные методы обучения и воспитания в гражданском образовании.
I. Целеполагание.
Процедура деловой игры состоит из следующих этапов:
- Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов.
П. Проведение игры - групповая работа.
С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учителями свои проектов, решений и выводов. В заключение ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Задания группам:
Исходя из цели изучения темы "Приемы и методы интерактивного обучения по гражданскому образованию" определите формы уроков, определите приемы и методы интерактивного обучения гражданского образования школьников (тема на выбор).
III. Анализ, обсуждение и оценка результатов игры.
При оценке результативности проводимых деловых игр целесообразно иметь ввиду следующие критерии: практическую значимость принятого решения, эффективность межгруппового взаимодействия, взаимодействия слушателей внутри игровых групп (игровая и профессиональная культура, умение аргументировать свои идеи и отстаивать их, коммуникативность, открытость и эрудиция слушателей и др.).

Всем членам экспертной группы и членам команд выдается специальная экспертная карточка.
Экспертная карточка

Группы
Оцениваемые признаки
а
б
в
г
д
1          
2          
3          

Эксперты оценивают работу всех команд, а члены команд - работу всех команд групп, кроме своей. Для оценки предлагаются следующие критерии:
а) Обоснованность выбора использования современных методов и приемов
интерактивного обучения.
б) Умения мотивировать деятельность учащихся, создавать положительный
эмоциональный фон.
в) Степень творчества в разработке современных приемов и методов
интерактивного обучения в гражданском образовании.
г) Другие показатели.

Литература:
1. Грамадзянскае выхаванне школьнікаў: Дапаможнік для настаўнікаў і выхавальнікаў. - уклад. Т.М.Прудко - Мн: Полымя, 2000. - 200с.
2. Захарова С.Н. Гражданином быть обязан. - Мн.: УП Редакция научно-методического журнала "Пачатковая школа", 2003.
3. Инновационные методы в гражданском образовании/Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. - Мн.: Медисонт, 1999. -168с.
4. М.М.Ковалев, Т.П.Субботина. Устойчивое развитие на местном уровне и Местная Повестка на 21 век в нашей жизни. - Мн.: Экопроект, 2003.
5. Лаевская Е.В. Правовые основы создания и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь. - Мн.: 2001.
6. Новые технологии воспитательного процесса/Щуркова Е.Н., В.Ю. Питюков, Савченко А.П., Осипова Е.А. - М.: Новая школа, 1994. - 110с.
7. "Попробуй получится!": Практическое пособие для граждан и общественных организаций. -- Харьков, 2001.
8. О.М. Черн, В.Н. Виниченко, М.В. Хотулева, Я.П.Молчанова, С.Ю.Дайман. Экологическая оценка и экологическая экспертиза. - М.: Социально-экономический союз, 2001.


Hosted by uCoz