ДОВГУН ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

 
  1. Творческий портрет
  2. План работы педагогической мастерской заместителей директоров по воспитательной работе
  3. План работы методического объединения
  4. Словарь

Словарь

1. Детерменизм - (от лат.determino) определяю, учение о связях и взаимообусловленности явлений действительности. Ядром Д. является положение просуществование причинности, это значит такой связи явлений, в которой одно событие (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое событие (результат).
На основе этой концепции, исторически обусловленным во всех своих проявлениях является и общество, состояние которого в каждый определенный момент является результатом предшествующих положений и условий, с которых вытекает следующее развитие.
(Белорусская энциклопедия. Мн.2000 г.)

2. Качество жизни - уровень общего благосостояния людей, трудно колличественному измерению, поскольку к дополнение к показателям материального потреблению это понятие включает в себя также потребление людьми таких непосредственно не оплачиваемых ими благ, как чистая окружающая среда, личная и национальная безопасность, политические и экономические свободы и многие условия человеческого благополучия.

3. Уровень жизни - уровень материального благосостояния людей, измеряемый либо величиной их дохода (например ВНП на душу населения), либо с помощью набора показателей уровня материального потребления, таких как количество легковых автомобилей на душу населения, количество телевизоров на душу населения и т. д.

4. Трудовые ресурсы - совокупность работников - мужчин и женщин - в стране, Относящейся к экономически активной возрастной группе ( от 15 до 65 лет). К Таким работникам относятся военнослужащие и безработные. В рабочую силу не включают учащихся, домохозяек и других лиц, занятых неоплачиваемым трудом.

5. Устойчивое развитие - согласно формулировке Комиссии ООН по вопросам Окружающей среды и развития(1987), развитие общества является устойчивым, т. е. может поддерживаться в течении долгого времени. Если оно "позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей". Более поздняя и, как считается, более практичная формулировка понятия, предложенная экспертами всемирного банка, трактует устойчивое развитие как "управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей". И в том и в другом случае концепция включает в себя понятия экономической, экологической и социальной устойчивости, трактуемые как рациональное управление произведенным капиталом, природным капиталом и человеческим капиталом.

6. Человеческий капитал - способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки, инвестициями в человеческий капитал считаються затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей.

7. Экономическое развитие - качественное преобразование, структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. Важнейшим показателем экономического развития страны считается увеличение показателей ВВП на душу населения или ВНП на душу населения, свидетельствующее как о росте эффективности использования производственных ресурсов страны, так и о росте среднего благосостояния её граждан. Экономическое развитие тесно взаимосвязано с экономическим ростом.
(Мир Беларуси. Аспекты устойчивого развития. Под общей редакцией М.М. Ковалёва, Т.П.Субботиной. Мн.УП Техноринт 2003г.)

8. Жизненная позиция - принцип поведения, т. зр. Личности на своё место и роль в общественной жизни( в отличии от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж.п. - система поведения личности, определяемая её убеждениями, идейностью, совестью.

9. Конформизм (лат.conformis - сообразный) - социальная ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей.

10. Нравственная культура личности. Характеристика нравственного развития личности, в к-ой отражаеться степень освоения её морального опыта об-ва, способность органично и последовательного осуществления в поведении и в отношениях с др. людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

11. Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению др. людей.

12. Воспитание - процесс становления и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека.

13. Выбор моральный - акт моральной деятельности, заключающийся в том, что человек, проявляя свою автономию, самоопределяеться в отношении системы ценностей (идеала, принципов) и способов их реализации в линии поведения или отдельных поступках.

14. Профессиональная этика (или профессиональная мораль)- так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, к-рые представляются оптимальными с т.зр. выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкования культурно-гуманистического назначения данной профессии, её этоса (составляющая часть человеческой природы, к-рая подвластна ему самому).

15. Смысл жизни - понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством к-рых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом)и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед лицом др. людей или к.-л. авторитета.
(Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. М. 1989 г.)

16. Экологический кризис - отрицательные, зачастую трудно восполнимые изменения биосферы в ряде регионов земного шара, ведущие к резкому ухудшению среды обитания человека, прежде всего в городах.

17. Мирное сосуществование - важнейший принцип отношений государств с различным государственным строем. М.с. означает отказ от войны как средства внешней политики государств, их равноправие, невмешательства во внутренние дела друг друга, признание за всеми народами права самостоятельно решать судьбу, строгое уважение суверенитета и территориальной целостности государств, развитие экономического и политического сотрудничества между ними.

18. Глобальные проблемы современности - комплекс проблем, к-рые затрагивают жизненные интересы всех народов, всего человечества и требуют для своего решения коллективных усилий различных государств, всего мирового сообщества.

19. Агитация (лат. аgitation - привидение в движение)- устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение масс с целью побудить их к политической активности.

20. Активное избирательное право - право граждан участвовать в выборах в представительные органы государственной власти.

21. Альтернатива (фр. аlternative, от лат. alte - один из двух) - необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможностями.

22. Аполитизм (от греч. а-отрицательная частица и политика) - отрицательное или безразличное отношение к политике, к участию в общественной жизни.

23. Внутренняя политика - политика, выражающая взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций внутри государства, охватывает основные направления его деятельности и деятельности правящих партий.

24. Всенародное обсуждение - внутренне присущая социализму форма участия трудящихся в управлении делами общества и государства.

25. Общественное мнение - совокупность оценок и суждений различных социальных групп и слоев населения по вопросам, представляющих для них интерес и отражающим их отношение к проблемам общественной и государственной жизни.

26. Политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках к-рой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

27. Политическое сознание - осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, общностями). Выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
(Краткий политический словарь. М. 1987.)


Hosted by uCoz