Радевич Елена Владимировна
|
Цель:
" способствовать самоформированию экологического мировоззрения, представлений
о человеке как части природы;
" помочь осознать ценность всего живого и невозможность выживания человечества
без сохранения биосферы;
" способствовать выработке субъектного отношения к природе, осознанию
ответственности перед природой и обществом за свои дела и поступки;
Задачи : обеспечить условия для
" осознания, что адаптация - скачок в новое качество
" понимания, что адаптация - процесс и результат одновременно
" разграничения представлений "сильнейший" и "наиболее
приспособленный"
Наши ожидания: мы ожидаем, что в среде единомышленников, в комфортной неформальной остановке семинара участники смогут оптимально представить результаты совместной деятельности, почерпнуть идеи, ознакомиться с новыми методами работы, получить ответы на актуальные вопросы.
Необходимые материалы: маркеры, бумага А-4, большие листы, мяч, фотографии
животных;
Индивидуально в тетради: напишите фразу "Выживает сильнейший" и
поставьте свой знак препинания в ней.
В группе: соотнесите эту фразу с другой - "Выживает наиболее приспособленный"
(Ч.Дарвин) с помощью математического знака.
Тренер: записывает эти фразы на доске
Тренер: Эти фразы неразрывно связаны с понятием адаптация. (тренер пишет на
доске)
Индивидуально, а затем в группе: дайте определение этому понятию.
От каждого стола выберем отважного писателя. Он первый начнет этот процесс
Есть три этапа в вашей работе:
4. У всех есть тема для размышления. Группа начинает думать над этой темой.
Отважный писатель сразу же начинает писать, в то время как остальные члены
группы думают. После того, как заканчивается время 1 минута, все, что он успел
записать, передается следующему, (используйте слова, которые вы записывали
прежде).
5. Следующий читает написанное, добавляет или изменяет то, что было написано.
Ему и всем остальным участникам дается время 30 секунд.
6. После того, как каждый участник выполнил свою функцию, в группе распределяются
роли:
" Модератор (фасилитатор)
" Докладчик
" Секретарь-редактор
Обсуждение написанного. Если в процессе обсуждения будет уход в сторону,
модератор должен всех вернуть в русло рассуждения. Он должен позаботится,
чтобы мнения всех были учтены и все пришли к консенсусу.
Секретарь записывает окончательный вариант, и докладчик презентует работу.
(5 мин.)
Тренер: чтение определений от каждой группы.
В группе ответьте на вопрос: "Адаптация - это процесс или результат?"
Тренер: если это результат, то можно "нащупать" ответы на вопросы:
В группах рассматривают фото различных животных.
- В какой среде живет животное?
-Как оно питается?
-Какие признаки подтверждают вашу точку зрения?
Тренер: игра с мячом
Все участники становятся в круг.
Цель (не объявлять участникам) - дать возможность обнаружить, что адаптация
- крупный скачок, возникновение нового качества (здесь - возможность принятия
нового решения, выработка группой нового подхода, нового способа действия
для улучшения ситуации в целом).
Тренер отмечает время в секундах на доске.
Задание: бросить мячик другому и поднять руку вверх, далее мячик должен оказаться
у тех, у кого не поднята рука. Конец упражнения - когда мячик побывал у всех.
Цель предъявляется: справиться как можно быстрее.
Следующий ход игры
Тренер:
" Можно ли улучшить время? (повтор упражнения с незначительным улучшением);
" Провокация: другие группы справились за…6 секунд;
" Как можно добиться улучшения времени? (Пауза для совещания)
" Мини-рефлексия: благодаря чему можно улучшить результат? (Обсуждение
результатов, формулирование выводов)
Тренер: в группе: напишите слово "приспособленец", определите смысл
и оттенки значения этого слова, обсудите в группе, найдите интонацию по отношению
к человеку, которого бы вы так назвали.
Презентация каждой группы
Тренер: в группе: напишите слово "приспособленность". Найдите в
этом слове нечто значимое в связи с проживанием в своем регионе; найдите главные
части слова, несущие в себе суть явления.
Презентация каждой группы
Тренер: рассмотрим воздействия различных факторов на организм.
1-я группа: Приведите пример, адаптации к низкой температуре животных и человека
(абиотический фактор)
организмы | морфологические | физиологические | поведенческие |
животные | Шерсть, подшерсток, подкожный слой жира | Расширение сосудов | Миграции, спячка |
Человек | Волосы дыбом | Дрожь, расширение сосудов | …? Утепление жилья, пошив определенной одежды и т.д |
Существуют биотические факторы (влияние микроорганизмов, растений, животных) и антропогенные (воздействие человека на окружающий мир.
2-я группа: приведите пример социально-психической адаптации личности и группы;
3-я группа: приведите пример адаптации вашего местного сообщества к неблагоприятному
воздействию человека на органический мир.
Презентация каждой группы
Рефлексия:
-я понял, что адаптация -это хорошо \ плохо…потому, что…
-Я понимаю, чтобы выжить, надо…, чтобы жить - надо…
-Я понял важное для себя…