Корнев Сергей Павлович

 
  1. Самоопределение
  2. Словарь терминов
  3. Гражданское общество (личный взгляд)
  4. Интерактивная игра
    "Местный комитет народного самоуправления".

Гражданское общество

(личный взгляд)

Не смотря на идейный и идеологический хаос в нашем обществе в последнее десятилетие, понятие "Гражданское общество" остается одним из центральных и актуальных в системе ценностных социальных ориентаций граждан Белоруссии.
Однако до сих пор в науке нет единого мнения даже в определении самого термина "Гражданское общество", как нет и единых подходов в выявлении и изучении его структуры. И если сегодня политики говорят нам о необходимости построения гражданского общества, то можно смело утверждать, что многие из них понимают это по разному.
Вспомним основные определения гражданского общества в современной литературе:
1. Под ГО понимается правовое демократическое государство с парламентской, многопартийной системой, культивирования прав и свобод человека, многообразием форм собственности;
2. Сфера свободного и всестороннего самопроявления граждан в различного рода организациях, сообществах и т.д. от незаконного вмешательства государства;
3. Нормативно-правовая концепция, инициирующая позицию гражданской активности у социальных субъектов общества;
4. Совокупность общественных и социальных связей, социальных институтов, социальных ценностей, главными субъектами которых являются гражданин (с его гражданскими правами) и гражданские (не государственные) институты.
Самой распространенной из всех вышеперечисленных является идея ГО как правового государства. Эта идея отражена в конституции нашей страны и многих других государств мира.
Однако, если вспомнить историю, то самой демократической в мире является сталинская конституция, а на современной международной арене именно "правовые" и "демократические" государства огнем и мечом, гуманитарным правом утверждают свой "порядок". Подобная дискредитация и формальная декларативность самих гражданских принципов негативно сказывается и на восприятие их в социуме. Сегодня вполне очевидна усталость общества от любых форм декларативности без практического содержательного наполнения, когда сами люди оказываются сторонними наблюдателями общественной жизни и объектом манипулирования со стороны различных сил и структур государства. Необходимо создание таких условий, при которых простые граждане государства стали бы главными субъектами общественно-политической жизни. Следовательно, гражданское общество, в первую очередь, надо рассматривать как широкое народное самоуправление и сферу спонтанное, творческой самореализации людей, огражденную от произвола государства. Кто-то из политиков однажды сказал: "Государство - это народная самоорганизация, а не коммерческая фирма", и он был прав.
Постоянное противостояние (в лучшем случае) народа и власти, социума и государства возможно только потому, что народ никогда не имел реальной постоянной власти и не рассматривался как ее источник.
Поэтому народ всегда противился навязыванию ему гражданской в смысле "буржуазной! Модели развития, как ее определяли еще классики марксизма.
Т.о. понимание гражданского общества (а в будущем и самого государства) именно как самой широкой, свободной, творческой, народной самоорганизации в социально-политической экономической и духовной областях, есть ключевой момент в разрешении проблемы и изменения отношения общества в целом к демократической культуре.
Необходимо обращение и к национальным традициям белорусского народа (в том числе и демократическим). Известно, что до 1991 г. Белоруссия не знала национальной государственности, а в таком политическом образовании как ВКЛ, даже белорусская феодальная элита не всегда имела возможность влиять на верховную власть, однако, демократические элементы присутствовали и там. До VIII-IX в. все основные вопросы в славянских общинах решались совместно, "коллегиально", а вечевой уклад жизни в древних Полоцке, Турове и некоторых других городах Киевской Руси давал возможность народу открыто заявлять свою позицию и контролировать политику князей. В ВКЛ действовали уже только нормы "шляхецкой демократии", а основная масса людей потеряла возможность политического участия в своей собственной судьбе. В XIV в. на белорусских землях появляется Магдебургское право и значительная часть городов получила самоуправление, осуществляемое выборными магистратами. В XVI, XVII в.в. белорусские земли могли оказаться частью московской державы (во время Ливонской и казацкой 1648-51 г.г. так и происходило), в которой проводились народные Соборы и монарх мог услышать "голос земли русской", однако этого не произошло. В 1791 г. была провозглашена первая в Европе Конституция Речи Посполитой, но она не спасла государство от распада. И только в Российской империи начиная с реформ Александра II 60-х г.г. XIX на белорусских землях включая процесс формирования гражданского общества. Это были только первые шаги - освобождения крепостных крестьян, введение земского самоуправления, суда присяжных. В начале ХХ в. появляются первые политические партии (первая национальная - БСГ), профсоюзы, кооперативы. Белорусская национальная интеллигенция стала создавать культурные общества и национальные издательские центры и т.д.).
Советская власть гражданскую культуру народа загнала в узкие рамки социалистической доктрины и часто подавляла народную общественную инициативу действуя брутальными методами. Однако, уже к концу 80-х г. Белоруссия представляла собой высокообразованное и развитое общество с большим интеллектуальным, культурным и экономическим потенциалом.
Сегодня, не смотря на все трудности и препятствия, белорусский народ, я думаю, имеет уникальный шанс, проснувшись от тысячелетнего сна, реализовать свои огромные возможности и построить вместе с другими дружественными народами истинно свободное, высокодуховное гражданское общество.

Hosted by uCoz