Корнев Сергей Павлович
|
Гражданское общество
(личный взгляд)
Не смотря на идейный и идеологический хаос в нашем обществе в последнее десятилетие,
понятие "Гражданское общество" остается одним из центральных и актуальных
в системе ценностных социальных ориентаций граждан Белоруссии.
Однако до сих пор в науке нет единого мнения даже в определении самого термина
"Гражданское общество", как нет и единых подходов в выявлении и
изучении его структуры. И если сегодня политики говорят нам о необходимости
построения гражданского общества, то можно смело утверждать, что многие из
них понимают это по разному.
Вспомним основные определения гражданского общества в современной литературе:
1. Под ГО понимается правовое демократическое государство с парламентской,
многопартийной системой, культивирования прав и свобод человека, многообразием
форм собственности;
2. Сфера свободного и всестороннего самопроявления граждан в различного рода
организациях, сообществах и т.д. от незаконного вмешательства государства;
3. Нормативно-правовая концепция, инициирующая позицию гражданской активности
у социальных субъектов общества;
4. Совокупность общественных и социальных связей, социальных институтов, социальных
ценностей, главными субъектами которых являются гражданин (с его гражданскими
правами) и гражданские (не государственные) институты.
Самой распространенной из всех вышеперечисленных является идея ГО как правового
государства. Эта идея отражена в конституции нашей страны и многих других
государств мира.
Однако, если вспомнить историю, то самой демократической в мире является сталинская
конституция, а на современной международной арене именно "правовые"
и "демократические" государства огнем и мечом, гуманитарным правом
утверждают свой "порядок". Подобная дискредитация и формальная декларативность
самих гражданских принципов негативно сказывается и на восприятие их в социуме.
Сегодня вполне очевидна усталость общества от любых форм декларативности без
практического содержательного наполнения, когда сами люди оказываются сторонними
наблюдателями общественной жизни и объектом манипулирования со стороны различных
сил и структур государства. Необходимо создание таких условий, при которых
простые граждане государства стали бы главными субъектами общественно-политической
жизни. Следовательно, гражданское общество, в первую очередь, надо рассматривать
как широкое народное самоуправление и сферу спонтанное, творческой самореализации
людей, огражденную от произвола государства. Кто-то из политиков однажды сказал:
"Государство - это народная самоорганизация, а не коммерческая фирма",
и он был прав.
Постоянное противостояние (в лучшем случае) народа и власти, социума и государства
возможно только потому, что народ никогда не имел реальной постоянной власти
и не рассматривался как ее источник.
Поэтому народ всегда противился навязыванию ему гражданской в смысле "буржуазной!
Модели развития, как ее определяли еще классики марксизма.
Т.о. понимание гражданского общества (а в будущем и самого государства) именно
как самой широкой, свободной, творческой, народной самоорганизации в социально-политической
экономической и духовной областях, есть ключевой момент в разрешении проблемы
и изменения отношения общества в целом к демократической культуре.
Необходимо обращение и к национальным традициям белорусского народа (в том
числе и демократическим). Известно, что до 1991 г. Белоруссия не знала национальной
государственности, а в таком политическом образовании как ВКЛ, даже белорусская
феодальная элита не всегда имела возможность влиять на верховную власть, однако,
демократические элементы присутствовали и там. До VIII-IX в. все основные
вопросы в славянских общинах решались совместно, "коллегиально",
а вечевой уклад жизни в древних Полоцке, Турове и некоторых других городах
Киевской Руси давал возможность народу открыто заявлять свою позицию и контролировать
политику князей. В ВКЛ действовали уже только нормы "шляхецкой демократии",
а основная масса людей потеряла возможность политического участия в своей
собственной судьбе. В XIV в. на белорусских землях появляется Магдебургское
право и значительная часть городов получила самоуправление, осуществляемое
выборными магистратами. В XVI, XVII в.в. белорусские земли могли оказаться
частью московской державы (во время Ливонской и казацкой 1648-51 г.г. так
и происходило), в которой проводились народные Соборы и монарх мог услышать
"голос земли русской", однако этого не произошло. В 1791 г. была
провозглашена первая в Европе Конституция Речи Посполитой, но она не спасла
государство от распада. И только в Российской империи начиная с реформ Александра
II 60-х г.г. XIX на белорусских землях включая процесс формирования гражданского
общества. Это были только первые шаги - освобождения крепостных крестьян,
введение земского самоуправления, суда присяжных. В начале ХХ в. появляются
первые политические партии (первая национальная - БСГ), профсоюзы, кооперативы.
Белорусская национальная интеллигенция стала создавать культурные общества
и национальные издательские центры и т.д.).
Советская власть гражданскую культуру народа загнала в узкие рамки социалистической
доктрины и часто подавляла народную общественную инициативу действуя брутальными
методами. Однако, уже к концу 80-х г. Белоруссия представляла собой высокообразованное
и развитое общество с большим интеллектуальным, культурным и экономическим
потенциалом.
Сегодня, не смотря на все трудности и препятствия, белорусский народ, я думаю,
имеет уникальный шанс, проснувшись от тысячелетнего сна, реализовать свои
огромные возможности и построить вместе с другими дружественными народами
истинно свободное, высокодуховное гражданское общество.