ИВАШКЕВИЧ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
|
Гражданское образование - это система воспитания и обучения
личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной
гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно
полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское
образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это
целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения,
как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь
практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Гражданское воспитание - это целенаправленный процесс воздействия
на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры
гражданственности, или гражданской культуры.
Гражданское образование - это социальный проект для всего учебного
заведения.
Главная цель гражданского образования
Воспитание современного цивилизованного человека - гражданина и патриота своей
Родины. Подготовка учащихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельности
в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены
в Конституции Республики Беларусь.
Базовая задача гражданского образования - учить не только готовым ответам
на вопросы, которые задает человеку мир, общество, окружающие люди (тем более
не ответам, оторванным от жизни), а умению - навыку, знанию, правилу отвечать
за свои поступки, за правильность собственного выбора в ситуациях, с которыми
приходится иметь дело группе, обществу, цивилизации, давать нравственную оценку
своим поступкам и поступкам других людей
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним
из основных для гражданского образования, необходимо отметить два важных момента.
Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в
отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные
идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно
становление действительно гражданской компетентности. Гражданская компетентность
не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться
вне системы ценностных ориентиров.
Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как
"доказанной готовности к деятельности" может осуществляться только
в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность
только и может реализоваться. Вот почему гражданская компетентность предполагает
как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к
ее реализации и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной
ситуации.
Гражданская компетентность - один из важнейших учебных результатов
гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских
действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых
компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей,
составляющих эту компетентность:
- Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой
текущей социальной ситуации.
- Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить
выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении
с конкретными социальными проблемами.
- Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами
по реализации сделанного выбора, принятого решения.
- Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми
(включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
- Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего
образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Гражданская культура - система исторически сложившихся, воплощающих
опыт многих поколений, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений,
образцов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов
гражданского и политического процесса, обеспечивающих воспроизводство жизни
общества и государства на основе преемственности.
Гражданственность - идейно-нравственное качество личности, характеризующееся
зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью
судьбам своей нации, осознавая себя полноправным гражданином своей страны.
Демократический уклад жизни школы как модель открытого гражданского общества
в совокупности с разнообразной внеклассной деятельностью является условием,
при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение
учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской
позиции. Основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения
выступают:
* Организация учебного процесса на демократических началах.
* Организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных
пространств.
* Участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей
жизни (локального законодательства).
* Открытость принимаемых решений.
* Наличие выборных органов управления с включением в них как педагогов, так
и учащихся и их родителей.
* Наличие социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение
проблем местного сообщества как обязательного элемента образовательного пространства.
* Наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают
условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка
и взрослого.
Дополнительно можно скачать
"Модели гражданского образования в общеобразовательной школе"
О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ