ИВАШКЕВИЧ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

 
  1. Визитная карточка
  2. Модель занятия "Основные черты гражданского общества"
  3. Проект "Я - гражданин Беларуси"
  4. Глоссарий "Гражданское образование в современной школе"
  5. Разработка мероприятий по теме
    "Гражданское образование в школе". Скачать

 

Глоссарий "Гражданское образование в современной школе"


Гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Гражданское воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на учащихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры.
Гражданское образование - это социальный проект для всего учебного заведения.
Главная цель гражданского образования
Воспитание современного цивилизованного человека - гражданина и патриота своей Родины. Подготовка учащихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции Республики Беларусь.
Базовая задача гражданского образования - учить не только готовым ответам на вопросы, которые задает человеку мир, общество, окружающие люди (тем более не ответам, оторванным от жизни), а умению - навыку, знанию, правилу отвечать за свои поступки, за правильность собственного выбора в ситуациях, с которыми приходится иметь дело группе, обществу, цивилизации, давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам других людей
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, необходимо отметить два важных момента.
Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительно гражданской компетентности. Гражданская компетентность не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.
Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как "доказанной готовности к деятельности" может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализоваться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Гражданская компетентность - один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
- Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
- Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
- Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
- Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
- Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Гражданская культура - система исторически сложившихся, воплощающих опыт многих поколений, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, образцов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов гражданского и политического процесса, обеспечивающих воспроизводство жизни общества и государства на основе преемственности.
Гражданственность - идейно-нравственное качество личности, характеризующееся зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастностью судьбам своей нации, осознавая себя полноправным гражданином своей страны.
Демократический уклад жизни школы как модель открытого гражданского общества в совокупности с разнообразной внеклассной деятельностью является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции. Основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения выступают:
* Организация учебного процесса на демократических началах.
* Организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных пространств.
* Участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства).
* Открытость принимаемых решений.
* Наличие выборных органов управления с включением в них как педагогов, так и учащихся и их родителей.
* Наличие социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение проблем местного сообщества как обязательного элемента образовательного пространства.
* Наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.

Дополнительно можно скачать

"Модели гражданского образования в общеобразовательной школе"

скачать

 

О ПОНЯТИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

скачать

Hosted by uCoz