ИВАШКЕВИЧ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

 
  1. Визитная карточка
  2. Модель занятия "Основные черты гражданского общества"
  3. Проект "Я - гражданин Беларуси"
  4. Глоссарий "Гражданское образование в современной школе"
  5. Разработка мероприятий по теме
    "Гражданское образование в школе". Скачать

 

Модель занятия
"Основные черты гражданского общества"

Цели:
- закрепление знаний об основных критериях гражданского общества;
- формирование понимания гражданского общества как необходимой предпосылки демократии и правового государства;
- обучение навыкам совместной работы в группе, поиску компромисса и достижению консенсуса в группе.

Метод:
Анкета "5 из 25"

Материалы:
Анкета "5 из 25", ватманы, маркеры, скотч

Время проведения:
1 час 20 мин.

Метод: Анкета "5 из 25".

Суть метода состоит в выборе пяти основных черт определенного явления из 25 его черт, содержащихся в анкете. Этот метод глубинного обсуждения широкого материала, который приводит к общему выбору группы. Анкета учит участников аргументировать свои мысли, убеждать, достигать консенсуса. Она помогает выбрать приоритетное решение после глубокого продумывания всех иных возможностей. Применительно к данной теме метод "5 из 25" позволяет участникам выбрать по возможности полный комплекс основных черт демократии. Группа (от 15 до 30 чел.) делится на 2-4 подгруппы, каждая из которых получает задание выбрать из предложенной анкеты пять основных черт демократии, проранжировать их, свести в систему и обосновать сделанный выбор. После чего каждая подгруппа представляет и аргументирует свой ответ для всей группы. Подгруппы могут быть сформированы и методом "снежного кома": в начале участники работают индивидуально, затем они объединяются в "двойки" (или в "тройки") и т.д. Пусть в избранной пятерке будет то самое существенное, что в большей степени характеризует демократию как систему, которую мы бы хотели видеть в нашем обществе.
В каких случаях можно пользоваться этим методом?
- как в малых, так и в больших семинарских группах (в любом случае группа разделяется на подгруппы по 5-7 человек);
- если группе необходимо сделать продискутированный выбор из большого количества возможных вариантов или когда нужно просто основательно продумать различные возможности;
- когда мы заинтересованы в том, чтобы ни один участник группы не остался без возможности полного участия и высказывания своих мыслей;
- когда мы хотим интегрировать в одно целое большую группу, состоящую из нескольких небольших группировок.

Преимущества
- позволяет каждому участнику группы принимать активное участие в работе группы;
- позволяет каждому глубоко продумать проблему и сопоставить свое мнение с мнениями других членов группы;
- заставляет искать консенсус;
- помогает интегрировать группу, сперва очень разнородную и недоверчивую.

Недостатки
- тяжело подтолкнуть участников к глубокой дискуссии там, где они сразу приходят к одному (или похожему) мнению - такая точка зрения принимается и мало продумывается;
- тяжело противостоять чисто математическому подходу к вопросу и бессознательному подчинению отдельных членов группы воле и мнению большинства

Анкета "Основные черты гражданского общества"
1. Свобода человека, гарантии его естественных прав, фундамент которых составляет право на индивидуальную частную собственность.
2. Спонтанно организованный общественный порядок.
3. Контроль над чиновниками, принимающими важные решения, особый гражданский контроль над силовыми структурами (армия, милиция).
4. Свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, свободная конкуренция между всеми субъектами экономической деятельности.
5. Разнообразные свободные ассоциации, самостоятельно регулирующие свою деятельность.
6. Открытый характер ассоциаций и секторов публичной деятельности, их разнообразие и множественность.
7. Свободный доступ ассоциаций в основную политическую сферу и определенная степень их приверженности общим целям и задачам.
8. Посредник между человеком и государством.
9. Относительная независимость, автономность общества по отношению к государству.
10. Доступ граждан к представителям власти каждого уровня.
11. Каждый гражданин имеет возможность реально влиять на правительство своей страны.
12. Гласность публичных дел.
13. Общественная солидарность с малоимущими.
14. Многомерность, структурное многообразие, социальный, политический и культурный плюрализм.
15. Свобода средств массовой информации, доступность СМИ для всех общественных слоев.
16. Наличие лояльной оппозиции.
17. Высокий уровень знаний граждан о политических, экономических и социальных проблемах, желание и умение принимать участие в общественной жизни.
18. Деятельность политических партий для реализации воли граждан.
19. Саморегулируемая и саморазвивающаяся система внегосударственных общественных отношений.
20. Существование моральных авторитетов на уровне общества, региона, семьи и вместе с тем свобода широкой дискуссии на любую тему.
21. Уважение права человека на жизнь, на свободу, достоинство.
22. Развитое гражданское сознание и гражданская культура, обеспечивающие способность граждан к самоуправлению и их независимость по отношению к государству.
23. Свободное функционирование неправительственных организаций.
24. организация общества и отношения людей на основе ценностей терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса.
25. Возможность в рамках закона противостоять власти.

Выбор ведущего

1. Свобода человека, гарантии его естественных прав, фундамент которых составляет право на индивидуальную частную собственность(1).

2. Относительная независимость, автономность общества по отношению к государству(9).

3. Многомерность, структурное многообразие, социальный, политический и культурный плюрализм (14).

4. Саморегулируемая и саморазвивающаяся система внегосударственных общественных отношений (19).

5. Развитое гражданское сознание и гражданская культура, обеспечивающие способность граждан к самоуправлению и их независимость по отношению к государству (21).


Hosted by uCoz