Agenda 21.   Back | Index | Home


Раздел I. Социальные и экономические аспекты
Глава 7

Содействие устойчивому развитию населенных пунктов



Основа для деятельности

7.46. Сегодня большая часть энергии, производимой промышленным и непромышленным способом, используется в населенных пунктах и для удовлетворения их потребностей, при этом существенная ее часть -- в секторе домашнего хозяйства. В настоящее время развивающиеся страны стоят перед необходимостью увеличения объема производства энергии в целях ускорения развития и повышения уровня жизни населения при одновременном сокращении затрат на производство энергии и снижении уровня загрязнения, связанного с производством энергии. Повышению эффективности использования энергии в целях снижения связанного с этим загрязняющего воздействия и содействию использования возобновляемых источников энергии должно придаваться первостепенное значение в любых действиях, направленных на охрану городской среды.

7.47. Развивающиеся страны, являясь крупнейшими потребителями энергии, стоят перед необходимостью планирования рационального использования энергии, при этом содействуя использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии и оценивая издержки за срок действия существующих систем и практики, применение которых привело к тому, что во многих городских районах повсеместно возникают проблемы с качеством воздуха, связанные с содержанием озона, взвешенных частиц и окиси углерода. Причинами этого в значительной степени являются техническое несовершенство и увеличение потребления топлива, вызванное неэффективностью, высокой концентрацией населения и промышленных предприятий, и быстрое увеличение количества автомобилей.

7.48. На долю транспорта приходится приблизительно 30 процентов коммерческого потребления энергии и около 60 процентов общего мирового потребления жидкой нефти. В развивающихся странах быстрые темпы автомобилизации и недостаточное инвестирование в планирование городского транспорта, управление транспортными потоками и транспортную инфраструктуру создают все больше проблем в плане дорожно-транспортных происшествий и травм, состояния здоровья людей, шума, заторов и снижения производительности, аналогичных тем, которые возникают во многих развитых странах. Все эти проблемы имеют серьезные последствия для городских жителей, особенно для групп населения с низким доходом и групп, не имеющих дохода.


Цели

7.49. Цели заключаются в расширении использования более эффективной с точки зрения использования энергии техники и альтернативных/возобновляемых источников энергии для населенных пунктов и уменьшения негативных последствий производства и использования энергии для здоровья людей и окружающей среды.


Деятельность

7.50. Основные мероприятия, связанные с этой программной областью, включены в главу 9 (Защита атмосферы), программную область В, подпрограмму 1 (Освоение, эффективность и потребление энергии) и подпрограмму 2 (Транспорт).

7.51. Всеобъемлющий подход к развитию населенных пунктов должен включать содействие устойчивому развитию энергетики во всех странах, а именно:

  1. развивающимся странам, в частности, следует:
    1. разрабатывать национальные программы действий, направленные на содействие лесовозобновлению и восстановлению лесов на национальном уровне и оказание поддержки в этом с целью обеспечения устойчивого удовлетворения потребностей в получаемой с использованием биомассы энергии групп населения с низким доходом в городских районах и неимущего сельского населения, особенно женщин и детей;
    2. разрабатывать национальные программы действий, направленные на содействие комплексной разработке энергосберегающих технологий и технологий, основанных на использовании возобновляемых источников энергии, прежде всего солнечной энергии, энергии воды, ветра и биомассы;
    3. содействовать широкому распространению и коммерческому использованию технологий, основанных на использовании возобновляемых источников энергии, путем принятия надлежащих мер, в частности, по созданию финансовых механизмов и механизмов передачи технологии;
    4. осуществлять программы в области информации и профессиональной подготовки для производителей и пользователей, с тем чтобы содействовать применению энергосберегающих методов и эффективных с точки зрения потребления энергии устройств;
  2. международным организациям и двусторонним донорам следует:
    1. оказывать поддержку развивающимся странам в осуществлении национальных энергетических программ с целью добиться повсеместного внедрения энергосберегающих технологий и технологий использования возобновляемых источников энергии, особенно солнечной энергии, энергии ветра, биомассы и гидроэнергии;
    2. предоставлять возможность ознакомления с результатами НИОКР в интересах повышения эффективности энергопотребления в населенных пунктах.

7.52. Комплексный подход к планированию городского транспорта и управлению им должен заключаться в содействии развитию во всех странах эффективных и экологически безопасных систем городского транспорта. С этой целью всем странам следует:

  1. обеспечить комплексный характер планирования землепользования и транспортной инфраструктуры в целях содействия претворению в жизнь таких моделей развития, которые сократили бы спрос на транспортные услуги;
  2. принять программы развития городского транспорта, в которых предпочтение отдавалось бы общественному транспорту с высокой пассажировместимостью в странах, где это представляется целесообразным;
  3. содействовать сокращению использования механических транспортных средств путем создания сети безопасных велосипедных дорожек и пешеходных зон в городских и пригородных центрах в странах, где это представляется целесообразным;
  4. уделять особое внимание эффективной организации транспортных потоков, эффективному функционированию общественного транспорта и обслуживанию транспортной инфраструктуры;
  5. содействовать обмену информацией между странами и представителями местных районов и зон крупных городов;
  6. вновь проанализировать нынешние модели потребления и производства с целью сократить потребление энергоресурсов и национальных ресурсов.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

7.53. Секретариат Конференции определил сметную стоимость осуществления мероприятий в рамках этой программы в главе 9 (Защита атмосферы).

b) Развитие людских ресурсов и создание потенциала

7.54. В целях повышения профессионального уровня специалистов и учреждений, занятых в сфере энергетики и транспорта, всем странам в тех случаях, когда это представляется целесообразным, следует:

  1. обеспечить без отрыва от производства и в других формах подготовку должностных лиц государственных учреждений, лиц, занимающихся планированием, инженеров транспорта и руководителей, занятых в секторе энергетики и транспорта;
  2. повысить осведомленность общественности о воздействии на окружающую среду транспорта и туризма путем проведения кампаний в средствах массовой информации и поддержки инициатив неправительственных организаций и общин, направленных на содействие использованию немеханических транспортных средств, совместного использования транспортных средств и более эффективных мер обеспечения безопасности на транспорте;
  3. укреплять региональные, национальные, штатные/провинциальные учреждения и учреждения частного сектора, обеспечивающие образование и подготовку кадров по вопросам планирования и управления в области энергетики и городского транспорта.

 


Back | Index | Home

Web-страницы подготовлены на волонтёрской основе.